Исследователи из Ньюкаслского университета разработали технологию, позволяющую идентифицировать бумажные документы по структуре бумаги, на которой они напечатаны. В отличие от предыдущих работ в этой области, основанных на структуре поверхности, исследователи снимали бумагу на просвет и получали данные о ее внутренней структуре, неоднородной толщине и включениях других материалов, что позволило получить гораздо больше уникальных для каждого листа данных и повысить степень защиты. Работа одобрена к публикации в журнале ACM Transactions on Privacy and Security, препринт исследования опубликован на сайте arXiv.org.
Для защиты документов от подделки используется множество методов, таких как водяные знаки, микроузоры, голограммы и другие. Эти методы основаны на сложных и современных технологических процессах, требующие использования уникального и крайне дорогого оборудования, недоступного преступникам. Проблема такой защиты заключается в том, что она недоступна для большинства организаций и дорога.
Авторы работы решили создать технологию, позволяющую надежно защищать любые листы бумаги без их модификации. Метод основан на структуре бумаги. Она состоит из волокон целлюлозы и скрепляющих веществ, которые образуют уникальную для каждого листа бумаги структуру с различным расположением волокон, неравномерной толщиной и другими факторами. Очевидно, что ни сегодня, ни в обозримом будущем невозможно будет с высокой точностью копировать такую структуру. Одним из важнейших показателей для методов установления подлинности является количество степеней свободы — по сути, количество уникальных свойств объекта, которые можно использовать для его идентификации. К примеру, для сканеров отпечатков пальцев число степеней свободы составляет примерно 35, а для сканеров радужной оболочки глаза примерно 250.
В отличие от предыдущих работ, исследователи смогли получить гораздо больше данных о бумаге, и количество степеней свободы составило около 850. Они собрали экспериментальную установку, состоящую из лайтбокса и цифровой фотокамеры с разрешением 16 мегапикселей. На лайтбокс устанавливали лист бумаги, на котором был напечатан прямоугольник размером 37 на 57 миллиметров, ограничивающий анализируемый участок, и снимали его на камеру. Изображение обрабатывалось с помощью алгоритма Габора, который преобразовывал его в уникальный 2048-битный «отпечаток». Весь процесс от снимка до получения идентификатора занимал 1,3 секунды.
Для того, чтобы проверить надежность такой защиты исследователи провели следующий эксперимент: 10 листов бумаги поворачивались с ходом в один градус в диапазоне от 12 до −12 градусов, после каждого поворота снималось 5 изображений с каждого образца. Таким образом были получены 1250 изображений. Изображения сравнивались с контрольными снимками, снятыми при нуле градусов. Доля ложных отказов, при которых система не «узнавала» лист, составил 0,32 процента.
Ученые считают, что представленная система может широко применяться для легкой и надежной защиты документов. К примеру, университеты могут создавать уникальный идентификатор для каждого диплома и заносить его в специальную базу, сверяясь с которой, работодатели могут проверить подлинность документа соискателя.
Существует доступный метод защиты документов — практически незаметные желтые точки, которые ставятся лазерными принтерами на любые печатаемые документы, и позволяют установить дату печати и серийный номер принтера.
Григорий Копиев
Он основан на анализе конформации хромосом
Дмитрий Пшежецкий (Dmitri Pchejetski) из Университета Восточной Англии с коллегами и компанией Oxford BioDynamics разработал и успешно испытал диагностический тест на миалгический энцефаломиелит (синдром хронической усталости) по образцу крови. Он основан на разработанной ранее платформе EpiSwitch, которая использует алгоритмы для анализа эпигенетической регуляции экспрессии генов по трехмерной конформации хромосом в мононуклеарных клетках периферической крови. Эту платформу уже успешно применяли для диагностики бокового амиотрофического склероза, ревматоидного артрита, тяжелого ковида и некоторых онкозаболеваний. Публикация появилась в Journal of Translational Medicine.