Американские психологи обнаружили, что ощущение присутствия других людей может значительно влиять на то, насколько критически мы воспримнимаем информацию. Например, один и тот же человек может быть существенно менее склонен проверять подлинность новостей или статей в том случае, когда он узнает о них не в личном сообщении, а читает в социальных сетях. Исследователи связывают это с «эффектом диффузии ответственности». Работа ученых опубликована Proceedings of the National Academy of Sciences.
Социальной психологии давно известно, что когда индивид находится в окружении других людей, это может сказываться на его поведении. Так, динамическая теория социального влияния, разработанная Биббом Латане в 1981 году, подразумевает, что степень воздействия, оказываемая на человека сторонними наблюдателями, будет зависеть от их их авторитета, числа и даже близости в пространстве. С распространением социальных сетей возник вопрос о том, будут ли пользователи, находящиеся онлайн, оказывать подобное влияние и будут ли обнаруженные Латане эффекты воспроизводиться в виртуальном пространстве.
В связи с тем, что социальные сети играют важную, если не решающую роль в распространении новостей, авторы работы решили изучить, как «эффект присутствия» сказывается на потреблении информации. В частности, психологи проверили, как ощущение вирутального присутствия других пользователей влияет на желание проверять достоверность изложенных фактов. В реальной жизни, например, известно такое явление, как диффузия ответственности, когда находящийся в группе или толпе человек думает, что кто-то другой либо возьмет на себя некоторые обязательства (например, фактчекинг), либо что уже это сделал. В итоге, это снижает вероятность того, что индивид решит действовать сам.
Авторы статьи провели серию из восьми экспериментов, в каждом из которых приняли участие от 165 до 385 добровольцев. Первые два эксперимента оценивали, как простое присутствие других людей онлайн может повлиять на желание проверять подлинность информации. Участникам предлагалось зайти на имитацию новостного сайта, где были размещены 36 заголовков статей, якобы опубликованных американским СМИ. Психологи сообщали, что часть из них правдивы, а часть — нет. Испытуемым предлагалось либо определить, где истина, а где ложь (за верный ответ к общему вознаграждению прибавлялось 5 центов, за неверный — вычиталось), либо «отложить» заголовок для последующего фактчекинга. При этом в одном случае добровольцы видели только свой статус «в сети», в то время как в другом — то, что, кроме них, онлайн находится еще сто человек.
Выяснилось, что участники исследования, которые были осведомлены о присутствии других пользователей на сайте, реже проверяли подлинность новостных заголовков. Стоит отметить, что это было справедливо и когда фактчекинг ничего не давал добровольцам, и когда за него присваивался небольшой бонус.
Полученные результаты психологи воспроизвели других экспериментах, которые повторяли дизайн первых двух с небольшими изменениями. Интересно, однако, что «эффект присутствия» проявлялся иным образом, когда речь заходила о социальных сетях. В одном из исследований добровольцы выполняли то же самое задание, что и раньше, однако часть из них читала заголовки не на новостном ресурсе, а на сайте, имитировавшем Facebook. Оказалось, что если в первом случае результаты предыдущих экспериментов повторялись, то когда испытуемые находились в социальной сети, они проверяли подлинность информации в принципе редко, независимо от того, демонстрировали ли им, что кто-то еще находится онлайн.
Статья психологов свидетельствует в пользу того, что ощущение присутствия других людей заставляет человека подсознательно думать, что сопоставлением фактов с реальностью займется или занялся кто-то еще. Независимые эксперты считают, что главную роль играет само чувство нахождения в группе, а не склонность полагаться на других.
В последнее время социальные сети часто становятся предметом исследования психологов и социологов. Так, ученые выяснили, что после смерти человека его друзья начинают значительно чаще общаться в Facebook и что для женщин в сети характерен более вежливый и эмпатичный стиль общения. Кроме того, исследователи доказали, что люди, получающие информацию из социальных медиа, потребляют менее разнообразный контент.