Командование ВВС США передумало списывать штурмовые самолеты A-10 Thunderbolt II и самолеты-разведчики U-2 Dragon Lady. Об этом, как сообщает Defense News, заявил заместитель помощника министра ВВС США по бюджетному планированию генерал-майор Джеймс Мартин. В проекте военного бюджета на 2018 финансовый год, который начнется 1 октября 2017 года, ВВС США запросили средства на содержание самолетов и поддержание их оперативной готовности.
ВВС США на протяжении последних нескольких лет планировали списать все штурмовые самолеты A-10 и самолеты-разведчики U-2, аргументируя свое решение тем, что летательные аппараты уже существенно устарели и требуют существенных вложений в ремонт и модернизацию. Штурмовики Thunderbolt II планировалось списать в 2022 году, а самолеты-разведчики Dragon Lady — в 2019-м. Их планировалось заменить новыми многофункциональными истребителями F-35A Lightning II и стратегическими беспилотными летательными аппаратами RQ-4B Global Hawk соответственно.
«Мир изменился, и мы пытаемся поддерживать нашу боеспособность», — пояснил решение об отказе от списания самолетов Мартин, добавив, что теперь ни для U-2, ни для A-10 дата вывода из состава ВВС США не определена. По словам генерал-майора, эти летательные аппараты будут служить долгие годы. Следует отметить, что с тех пор, как ВВС США приняли решение о списании Thunderbolt II и Dragon Lady, его отмены на протяжении нескольких лет добивался Конгресс США.
Американский штурмовой самолет A-10 Thunderbolt II совершил первый полет в 1972 году, а в 1977-м был принят на вооружение. Штурмовик серийно выпускался компанией Fairchild-Republic (сегодня не существует; активы компании выкупило американское подразделение израильской Elbit Systems в 2010 году у M7 Aerospace) с 1975-го по 1984 год. В общей сложности в США были собраны 715 A-10; ВВС сегодня располагают 283 самолетами такого типа. С 2007 года все они прошли модернизацию с версии A-10A до версии A-10C, получив новые системы.
Штурмовик вошел в историю как самолет, «построенный вокруг пушки». Его основным вооружением изначально была скорострельная семиствольная авиационная пушка GAU-8/A с боезапасом на 1350 патронов. Это орудие располагается в носовой части штурмового самолета, а его скорострельность составляет от 2100 до 4200 выстрелов в минуту. Thunderbolt II также оснащен 11 точками подвески — три под фюзеляжем и по четыре под консолями крыла — для авиационных ракет и бомб разных типов.
При длине 16,3 метра и размахе крыла 17,5 метра A-10 имеет максимальную взлетную массу 21,1 тонны. Самолет оснащен двумя реактивными двухконтурными турбовентиляторными двигателями TF34, расположенными в хвостовой части выше плоскости крыла. Такое расположение обеспечивает дополнительную защиту двигателей от огня с земли. Силовые установки позволяют A-10 развивать скорость до 722 километров в час. Боевой радиус штурмовика составляет 484 километра.
В свою очередь самолеты-разведчики U-2 поступили на вооружение ВВС США в 1957 году, хотя разведывательные полеты проводили с 1956-го. В мае 1960-го один U-2 был сбит над территорией СССР из зенитного ракетного комплекса, после чего полеты разведчиков над Советским Союзом прекратились, хотя продолжались вдоль границ страны. В целом же с 1956-го по 1960 год самолеты U-2 выполнили 24 разведывательных полета над СССР. В 1962 году самолеты-разведчики обнаружили строящиеся на Кубе стартовые позиции советских баллистических ракет в рамках операции «Анадырь».
Длина U-2 составляет 19,2 метра, высота — 4,9 метра, а размах крыла — 31,4 метра. Максимальная взлетная масса самолета составляет 18,6 тонны. Он оснащен одним двигателем General Electric F118-101, способным развивать тягу в 85 килоньютонов. U-2S может развивать скорость до 805 километров в час и выполнять полеты на высоте более 21,3 тысячи метров на протяжении 12 часов. Боевой радиус разведывательного самолета составляет 10,3 тысячи километров.
Василий Сычёв