ВВС США продолжат летать на «Бородавочниках»

Пушка в носовой части A-10 Thunderbolt II

Фотография: U.S. Air Force

Штурмовые самолеты A-10 Thunderbolt II, за свой неказистый вид прозванные в войсках «Бородавочниками», останутся на вооружении ВВС США до 2022 года. Об этом, как сообщает AirForceTimes, заявил министр обороны США Эштон Картер. По его словам, Пентагон решил выделить больше средств на поддержание парка боевых самолетов четвертого поколения, включая A-10, которые отлично проявили себя в войне против «Исламского государства» (организация признана террористической и в России запрещена).

По словам Картера, после 2022 года штурмовики A-10 будут выводиться из состава ВВС США по эскадрильям, а их место будут занимать новые многофункциональные истребители F-35 Lightning II. Замена будет производиться один к одному — на место каждой одной выбывающей эскадрильи A-10 будет прибывать одна эскадрилья F-35.

В 2012 году командование ВВС США предложило министерству обороны списать пять эскадрилий штурмовиков Thunderbolt II. В состав одной эскадрильи американских ВВС обычно входят от 18 до 24 самолетов. Военные объявили, что этот шаг позволит сократить расходы, предписанные Конгрессом США. В 2012 году американские власти обязали Пентагон в последующие десять лет уменьшить военные траты в общей сложности на 500 миллиардов долларов.

В сентябре 2013 года ВВС США объявили о намерении полностью снять с вооружения все штурмовики A-10, а также самолеты-заправщики KC-10 Extender и несколько эскадрилий истребителей завоевания превосходства в воздухе F-15C Eagle. Благодаря сокращению расходов за счет списания самолетов военные планировали в полном объеме профинансировать важные программы разработки и поставки новой техники, включая истребители F-35, самолеты-заправщики KC-46A, а также перспективные летающие танкеры проекта KC-Y.

На протяжении последних трех лет между ВВС США и Конгрессом велся активный спор о судьбе штурмовиков: каждый год военные вносили списание A-10 в проект военного бюджета, а конгрессмены этот пункт запрещали. В марте 2015 года в борьбу за спасение Thunderbolt II включился американский актер Чак Норрис, начав собирать подписи. О том, что A-10 все же может остаться в строю, командование ВВС США объявило в конце января 2016 года, но отметило, что окончательное решение должен принять министр обороны и Конгресс.

Американский штурмовой самолет A-10 Thunderbolt II совершил первый полет в 1972 году, а в 1977-м был принят на вооружение. Штурмовик серийно выпускался компанией Fairchild-Republic (сегодня не существует; активы компании выкупило американское подразделение израильской Elbit Systems в 2010 году у M7 Aerospace) с 1975-го по 1984 год. В общей сложности в США были собраны 715 A-10; ВВС сегодня располагают 291 самолетом такого типа. С 2007 года все они прошли модернизацию с версии A-10A до версии A-10C, получив новые системы.


Штурмовик вошел в историю как самолет, «построенный вокруг пушки». Его основным вооружением изначально была скорострельная семиствольная авиационная пушка GAU-8/A с боезапасом на 1350 патронов. Это орудие располагается в носовой части штурмового самолета, а его скорострельность составляет от 2100 до 4200 выстрелов в минуту. Thunderbolt II также оснащен 11 точками подвески — три под фюзеляжем и по четыре под консолями крыла — для авиационных ракет и бомб разных типов.

При длине 16,3 метра и размахе крыла 17,5 метра A-10 имеет максимальную взлетную массу 21,1 тонны. Самолет оснащен двумя реактивными двухконтурными турбовентиляторными двигателями TF34, расположенными в хвостовой части выше плоскости крыла. Такое расположение обеспечивает дополнительную защиту двигателей от огня с земли. Силовые установки позволяют A-10 развивать скорость до 722 километров в час. Боевой радиус штурмовика составляет 484 километра.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.