«Необъяснимое» затухание звезды Табби успешно предсказали

Табета Бояджян, астроном из Университета Луизианы, сообщила в своем твиттере о резком снижении яркости звезды KIC 8462852, более известной как «звезда Табби». Этот объект ранее привлек к себе внимание искателей внеземной жизни своими необычными скачками яркости. Некоторые исследователи предлагали интерпретировать их как следы наличия рядом со звездой сферы Дайсона — гигантского сооружения для аккумулирования энергии. По другой гипотезе, в планетной системе звезды произошло масштабное столкновение планет, которое привело к выбросу огромного облака частиц. Похожее событие могло создать систему Земля-Луна.

Впервые на необычное поведение звезды KIC 8462852 обратили внимание в сентябре 2015, когда группа Табеты Бояджяни опубликовала на сервисе arxiv.org препринт статьи, посвященной наблюдениям «Кеплера». Космический телескоп следил за звездой в течение четырех лет, с 2009 по 2013 годы. Оказалось, что у звезды наблюдались падения яркости — с виду хаотичные и разные по интенсивности. Два самых сильных падения яркости — на 16 и 22 процента произошли с разрывом примерно в два года. Это по меньшей мере на порядок превышает обычные падения яркости из-за транзитов планет перед диском светил.

В оригинальной работе исследователи предположили несколько возможных объяснений такому поведению. Среди них: столкновения тел в астероидном поясе, столкновения планеты с крупным телом, наличие планетезималей, окруженных облаками пыли, или группы тел с кометоподобными траекториями. Ученые отметили, что если реализуется вариант крупного столкновения планеты с чем-либо, то значительные падения яркости, вызванные большим количеством обломков, должны быть периодичными. Кроме того, этот вариант указывает на конкретный промежуток, когда такое столкновение должно было произойти — с июня 2010 года по март 2011 года.

Новые наблюдения потускнения «звезды Таби» вписываются в предсказание работы 2015 года о событиях в апреле 2015 года и мае 2017 года. Тем не менее, без наблюдений за небесным телом в инфракрасном диапазоне указать точную природу потускнения невозможно. Как отмечает Табета, график нового потускнения имеет сложную форму, а само событие еще не завешилось.

Ранее астрономы из Калифорнийского технологического института и Института Карнеги обнаружили, что средняя яркость «звезды Табби» в целом снижается с неожиданно высокой скоростью — более чем на три процента за 2009-2013 годы. Сама звезда располагается в созвездии Лебедя, более чем в тысяче световых лет от Земли. Это желто-белый карлик, в полтора раза массивнее и несколько горячее Солнца.

Китайский луноход не дотянулся радаром до базальтового слоя