Федеральный окружной апелляционный суд округа Колумбия пришел к выводу, что Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) не вправе регулировать эксплуатацию авиамоделей, в том числе мультироторных беспилотников. Таким образом, частные лица в США больше не обязаны регистрировать беспилотники в FAA, сообщает ArsTechnica.
За последние два-три года широкое распространение гражданских мультикоптеров в некоторых странах привело к тому, что власти начали внедрение различных систем, обязывающих владельцев регистрировать беспилотники. В США покупателей беспилотников обязали регистрировать летательные аппараты в конце 2015 года, требование обязательной регистрации при этом распространялось на дроны массой от 250 граммов до 25 килограммов. Для регистрации необходимо было указать имя, домашний адрес и e-mail, а также уплатить пятидолларовую пошлину. Только за январь 2016 года FAA зарегистрировало около 300 тысяч гражданских беспилотников.
Авиамоделист Джон Тейлор не согласился с принятыми FAA правилами и обратился в суд, считая, что Агентство ограничивает его права и вмешивается в регулирование авиамоделизма, что прямо запрещено существующими нормативно-правовыми актами. Суд встал на сторону Джона Тейлора и отменил регистрационные требования FAA. «Тейлор считает, что у FAA не было права утверждать регистрационные правила и требовать от него их исполнения. Тейлор прав», — говорится в решении суда.
Как отмечает ArsTechnica, у FAA осталось несколько возможных вариантов действий. Агенство может попросить суд пересмотреть свое решение, оспорить решение в Верховном суде США или обратиться к Конгрессу для получения полномочий регулирования в сфере авиамоделизма на законных основаниях. Стоит отметить, что отмена требований по регистрации частных беспилотников не распространяется на коммерческую эксплуатацию — в этом случае заинтересованные лица по-прежнему обязаны сотрудничать с FAA.
В России также существуют правила, обязывающие владельцев беспилотников регистрировать летательные аппараты. Закон об обязательной регистрации малых беспилотников вступил в силу 30 марта 2016 года и изначально требовал регистрировать все воздушные суда тяжелее 250 граммов. Позже в 2016 году появился пакет поправок, согласно которым «полноценная» регистрация в РФ стала необходима только для летательных аппаратов тяжелее 30 килограммов, а порядок учета «легких» дронов будет определен позже.
Реестр «тяжелых» беспилотников ведет Росавиация, однако граждане и компании, которые ввозят или производят на территории России беспилотные гражданские воздушные суда, должны обращаться для регистрации и получения справки о постановке на учет в ФСБ независимо от массы летательного аппарата.