Улыбка состарила лица на фотографиях

Израильские психологи выяснили, что, хотя общепринятое мнение и гласит, что улыбка делает лицо визуально моложе, на самом деле, улыбаясь, человек выглядит старше, чем когда удивляется или не выражает никаких эмоций. Исследование опубликовано в Psychonomic Bulletin and Review.

Воспринимаемый возраст — это психосоциальный фактор, который может влиять на то, с кем и как мы решаем взаимодействовать в социальном плане, а также как мы ощущаем сами себя.

«Улыбка делает вас моложе». Это мнение пропагандирует пресса и рекламные кампании многих товаров, но удивительно мало эмпирических доказательств, которые бы это подтверждали. Исследователи из Университета Бен-Гуриона в Негеве провели серию экспериментов, чтобы оценить восприятие возраста на основе выражения лица и понять, имеет ли этот миф под собой реальное основание.

В исследовании приняли участие сорок добровольцев. Они должны были оценить по фотографии возраст 70 молодых людей и девушек около 25 лет. В первом эксперименте им предлагали оценить два сета по 70 фотографий. Если в первом сете человек на фотографии улыбался, то во втором сете была его фотография с нейтральным выражением лица и наоборот. Во втором эксперименте исследователи провели аналогичную процедуру, но теперь добровольцам предложили оценить возраст 60 человек с тремя типами выражений лица: удивленным, спокойным и улыбающимся.

Участники эксперимента часто давали разный возраст одной и той же модели на разных фотографиях — больше всего лет давалось улыбающимся лицам, чуть меньше — нейтральным, а меньше всего — удивленным. Более того, когда добровольцев попросили вспомнить свой ответ уже после окончания эксперимента, они ошибочно вспоминали, что улыбающиеся лица были моложе лиц со спокойным выражением.

Описанный эффект ученые объясняют неспособностью игнорировать морщины, которые формируются вокруг глаз при улыбке, визуально придавая человеку больший возраст. При этом на удивленном лице кожа поднимается, сглаживая потенциальные возрастные морщины.

Эти результаты впервые показывают, что один и тот же человек может верить, что улыбка заставляет его выглядеть моложе, но оценивать улыбающихся людей как более взрослых по сравнению со спокойным и удивленным.

Возможное убеждение участников экспериментов в том, что улыбка — черта молодого человека, могло потенциально исказить результаты некоторых предыдущих социальных исследований. Например, в недавнем исследовании Нора Хаас (Norah Hass) с коллегами попросили добровольцев сделать общие возрастные классификации для ряда компьютеризованных лиц с разным выражением, на которых не были изображены некоторые реалистичные мимические черты, например, морщины. А Мануэль Велке (Manuel Voelkle) и его коллеги в своем исследовании 2012 года, в котором они проверяли зависимость точности оценки возраста собеседника от пола и возраста оценивающего, предлагали добровольцам оценивать возраст людей, не учитывая их выражения лица.

Елизавета Власова