Американский железнодорожный оператор BNSF Railway совместно с компанией Rockwell Collins провел новый этап испытаний беспилотных летательных аппаратов в качестве инспекторов качества железных дорог. Как пишет Aviation Week, во время испытаний беспилотники выполняли полеты за пределами прямой видимости оператора, причем обязательного в таких случаях визуального контроля не было. Состоявшиеся испытания признаны успешными; BNSF планирует начать выполнять такие полеты дронов на регулярной основе.
В настоящее время в США действует «Раздел 333» правил летной безопасности. Он запрещает беспилотникам выполнять полеты за пределами прямой видимости оператора, которая определена в 480 метров, и на высоте более 61 метра. В августе прошлого года вступила в силу 107-я часть раздела. Она разрешает операторам беспилотников при наличии разрешения управлять ими за пределами прямой видимости (до 32 километров) и на высоте до 122 метров.
Согласно новым правилам, если беспилотник выполняет полет за пределами прямой видимости оператора, то организатор полета обязан расставить наблюдателей на равном расстоянии друг от друга на всем протяжении маршрута. Наблюдатели должны визуально сопровождать беспилотник и поддерживать связь с оператором. В случае, если рядом с аппаратом будет замечен пилотируемый летательный аппарат, наблюдатель обязан предупредить оператора, а тот — быстро посадить беспилотник.
BNSF имеет разрешение Федерального управления гражданской авиации на полеты беспилотников за пределами прямой видимости операторов. Дело в том, что компании принадлежит сеть стандарта LTE, работающая вдоль ее железных дорог. Эта сеть может использоваться как для управления беспилотниками в режиме реального времени, так и для передачи сообщений от наблюдателей оператору. Кроме того, BNSF получил особое разрешение на дальние полеты беспилотников без участия наблюдателей.
Во время испытаний использовался беспилотник HQ-40, способный совершать вертикальные взлет и посадку. Этот аппарат без дополнительного визуального контроля совершал инспекционные полеты, во время которых удалялся от оператора на расстояние до 322 километров. С помощью аппарата специалисты проверяли состояние железнодорожных путей. На время испытаний HQ-40 был оснащен системой управления CNPC-1000, разработанной Rockwell Collins.
CNPC-1000 в полете обнаруживает сигналы нескольких вышек сотовой связи, после чего переключается на ту из них, которая ближе всего расположена к аппарату и с которой устанавливается наилучший обмен данными. Благодаря этой системе стало возможным управление HQ-40 в режиме реального времени даже на большом удалении от оператора. HQ-40 способен нести полезную нагрузку массой до 2,3 килограмма и находиться в воздухе до пяти часов.
В начале мая американский консорциум Team Roadrunner использовал беспилотник HQ-40 для доставки посылки из небольшого поселения в Техасе в Остин, столицу штата. Во время доставки беспилотник выполнял полет за пределами прямой видимости оператора, однако под визуальным контролем наблюдателей. Дальность доставки составила 156 километров. В феврале 2017 года Институт автономных систем Невады использовал беспилотник Savant для доставки медикаментов на расстояние 63 километров.
Василий Сычёв