Черепной гребень назвали вторичным половым признаком

Антропологи из Австралийского национального университета выяснили, что саггитальный гребень у многих самцов горилл имеет избыточно большой размер. Исследователи считают, что этот признак мог возникнуть в результате полового отбора. Исследование опубликовано в Journal of Anatomy.

Сагиттальным гребнем называют выдающееся костное образование, расположенное в верхней части черепа у некоторых видов млекопитающих и пресмыкающихся. Эта особенность строения черепа характерена для травоядных животных, питающихся грубой растительной пищей, а также хищников, использующих зубы в качестве оружия. Среди современных приматов наиболее выраженный гребень у самцов гориллы, орангутана и шимпанзе. До недавнего времени считалось, что высокий гребень у приматов развился чтобы обеспечить дополнительное пространство для вмещения мышц, принимающих участие в процессе жевания.

Коллектив антропологов под руководством Катарин Балолии выявили дополнительные мотивации, повлиявшие на развитие высокого сагиттального гребня у орангутанов и горилл. Антропологи изучили 3D-сканы 375 черепов приматов различных возрастов: горилл (56 самцов, 50 самок), восточных шимпанзе (41 самок; 37 самцов), калимантанских орангутанов (41 самцов, 54 самок), белоруких гиббонов (46 самцов, 32 самок).

Измерив параметры отобранных моделей черепов, исследователи выявили, что выдающийся сагиттальный гребень встречается почти в два раза чаще на черепах самцов. Кроме того, сагиттальные гребни крупных самцов горилл предоставляют больше пространства для вмещения жевательных мышц, чем им необходимо для эффективного измельчения пищи.

В отличие от черепов самок горилл и орангутанов, черепа самцов демонстрируют корреляцию между степенью износа зубов и размером гребня: у самцов горилл и орангутанов сагиттальный гребень начинает резко расти сразу после появления зубов мудрости, что совпадает по времени с возрастом полового созревания и началом борьбы за внутригрупповое доминирование. В то же время рост гребня у самок горилл и орангутанов начинается раньше, и продолжается без скачков.

Полученные данные укладываются в рамки гипотезы о том, что неравномерный рост и избыточный размер гребня у самцов горилл объясняется тем, что размер черепного гребня играет важную роль в процессе конкурентной борьбы за полового партнера. Результаты настоящего исследования в качестве альтернативы могут быть объяснены различиями между диетой самцов и самок. Тем не менее, опираясь работу Дианы Доран (Diane Doran), авторы утверждают, что на сегодняшний день неизвестно значимых различий в составе диеты самок и самцов горилл.

Если чрезмерно большой сагиттальный гребень у горилл действительно сформировался в процессе полового отбора, то это дает возможность реконструировать интенсивную внутриполовую конкуренцию среди вымерших гоменид с гипертрафированным черепным гребнем. Например, среди парантропов — потомков рода австралопитеки, которые по отношению к предкам современных людей являются вымершей сестринской группой.

Именно на черепе представителя рода Paranthropus aethiopicus (парантроп эфиопский) был зафиксирован самый большой сагиттальный гребень среди ближайших родственников человека.

Елизавета Власова