Новый китайский пассажирский самолет C919, крупнейший авиалайнер, спроектированный и построенный в Китае, 5 мая 2017 года совершил первый полет, сообщает «Синьхуа». Как уточняет Flightglobal, первый полет самолета состоялся в аэропорту Пудун в Шанхае в 14:00 по местному времени (9:00 по времени Москвы). Испытания лайнера признали успешными.
Первый полет является важнейшим этапом в разработке любой авиационной техники. Он позволяет проверить, насколько верными оказались те или иные решения, примененные конструкторами во время разработки. Во время первого полета специалисты обычно проверяют работу бортового оборудования и управляемость самолета.
Во время испытаний первого полета самолет поднялся на высоту трех тысяч метров. Летчики-испытатели проверяли работу систем управления, бортовое оборудование, двигатели, управляемость. В общей сложности проверки проходили по 15 параметрам. Все проведенные проверки на самолете признаны успешными. Перед первым полетом C919 прошел рулежные испытания.
В ближайшее время летные испытания нового китайского пассажирского продолжатся. По данным китайской корпорации COMAC, занимающейся разработкой лайнера, в ходе программы летных испытаний C919 должен провести в воздухе 4200 часов. Первый пассажирский рейс новый самолет должен совершить через три года. В общей сложности COMAC получила заказы на поставку 570 новых лайнеров.
C919 имеет в длину 38,9 метра и размах крыла 35,8 метра. Лайнер будет выпускаться в трех вариантах, рассчитанных на перевозку 156, 168 и 174 пассажиров соответственно. Максимальная взлетная масса самолета составляет 77 тонн. Лайнер рассчитан на полеты на скорости в 834 километров в час на расстояние до 5,5 тысячи километров.
Китайские разработчики намерены активно поставлять C919 на экспорт. По оценке COMAC, на мировом рынке новый лайнер будет конкурировать с европейским Airbus A320neo, американским Boeing 737 MAX, канадским Bombardier CS300 и российским МС-21. Первый полет последнего ожидается в мае текущего года.
В январе прошлого года COMAC открыла специальный аэродром, на котором будут проводиться опасные испытания авиационной техники. В первую очередь он предназначен для испытаний перспективного китайского узкофюзеляжного пассажирского самолета C919. Аэродром открылся в Дунъине провинции Шаньдун. Он расположен примерно в 750 километрах от аэропорта Пудун.
Изначально стрессовые испытания C919 планировалось проводить в Пудуне, однако затем его признали неподходящим для них. К опасным испытаниям авиационной техники, в частности, относятся проверки на аварийную безопасность. Например, все перспективные самолеты обязаны проходить испытания прерванным взлетом, прерванным заходом на посадку, сбросом топлива или сбоем силовых установок.
Василий Сычёв
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.