Американские ученые обнаружили, что совместное назначение окситоцина и антагониста опиоидных рецепторов налоксона повышает социальное внимание у обезьян, причем препараты усиливают эффекты друг друга. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Окситоцин — это пептидный гормон и нейромедиатор, который принимает участие в построении социальных отношений, связи матери и ребенка, а также стимулирует родовую деятельность и продукцию молока. В связи со способностью улучшать социальные взаимодействия этот препарат неоднократно испытывали у людей с аутизмом, однако эффект зачастую был слабым и не всегда воспроизводимым.
Выработка и эффекты окситоцина находятся под контролем опиоидной системы — в частности, опиоиды служат его физиологическими антагонистами. Антагонисты опиоидных рецепторов, такие как налоксон, могут улучшать социальные навыки, а их стимуляторы, такие как морфин, — наоборот.
Учитывая тесную связь окситоциновой и опиоидной систем, сотрудники Йельского университета проверили действие совместного назначения окситоцина и налоксона на социальные взаимодействия. Для этого они ингаляционно вводили макакам-резусам либо сочетание этих препаратов, либо каждый из них по отдельности, либо солевой раствор в качестве плацебо-контроля. После этого обезьян располагали попарно и непрерывно записывали положение их глаз как при встрече взглядами без дополнительных воздействий, так и при совместном получении подкрепляющего стимула (порции сока).
Выяснилось, что сочетание окситоцина и налоксона в обеих ситуациях усиливало фиксацию взгляда обезьян на морде и глазах другой особи, то есть социальное внимание. При этом действие было значительно более выраженным, чем простая сумма эффектов каждого из препаратов по отдельности. Пол животных на результаты эксперимента не влиял, хотя размер выборки был недостаточным для высокой достоверности этого утверждения.
После этого ученые проанализировали экспрессию окситоцина, рецепторов к нему, а также мю-, каппа- и дельта-опиоидных рецепторов в 190 областях человеческого мозга. Для этого они использовали усредненные данные шести человек, содержащиеся в Алленовском атласе мозга (о его создании мы писали раньше).
Выяснилось, что в структурах мозга с максимальной выработкой окситоцина экспрессируется значительно больше мю- и каппа-, чем дельта-опиоидных рецепторов, что свидетельствует об их ведущей роли в регуляции эффектов окситоциновой системы.
«Полученные данные по обезьянам и людям подтверждают регуляторную связь между окситоциновой и опиоидной системами, а также свидетельствуют о том, что назначение окситоцина при блокировании опиоидов может увеличить его терапевтическую эффективность в плане улучшения социальных навыков», — пишут авторы работы.
Ранее ученые выяснили, что окситоцин делает приматов более привлекательными для своих постоянных партнеров, объяснили, почему он по-разному действует на мужчин и женщин, а также показали, что собаки могут влиять на выработку этого гормона у своих хозяев.
Олег Лищук