Министерство обороны Ирана опубликовало фотографии новой авиационной техники, разработанной предприятиями страны. В их числе оказались и снимки наземных испытаний перспективного истребителя Qaher-313, который, согласно заявлениям военных, был полностью разработан в Иране. Видеозапись испытаний боевого самолета опубликовало иранское информационное агентство Irib News Agency.
На протяжении последних нескольких десятилетий Иран испытывает трудности в производстве, ремонте и модернизации вооружений и военной техники. Дело в том, что в отношении страны действуют санкции более развитых государств, из-за которых Тегеран практически не имеет возможности покупать запчасти и оборудование за рубежом.
В настоящее время военно-воздушный флот Ирана, в основном состоящий из старых советских и американских самолетов, считается одним из слабых мест его оборонительной системы. Пытаясь повысить боеспособность своей авиации Иран на протяжении последних нескольких лет ведет разработку собственной авиационной техники, причем нередко иранские инженеры прибегают и к копированию.
Истребитель Qaher-313 был впервые представлен в 2013 году. Тогда директор иранской Организации авиационной промышленности и руководитель проекта Qaher-313 Хассан Парванех заявил, что боевой самолет «имеет уникальную форму и структуру», позволяющие ему превосходить многие иностранные истребители. В частности, подчеркивалась возможность Qaher-313 выполнять полеты на сверхмалой высоте.
Новый иранский истребитель имеет интегральную компоновку и создан по схеме «утка» с чрезмерным передним горизонтальным оперением, крылом нормальной стреловидности с отклоненными на 60-65 градусов вниз законцовками и «разваленными» в стороны килями. Согласно заявлениям иранских военных, новый самолет малозаметен для радаров и может применять высокоточное оружие.
Вскоре после демонстрации иранского истребителя многие эксперты объявили, что Qaher-313 вряд ли способен к полетам. В частности, они указывали на примитивность приборной панели самолета, плохие оптические свойства беспереплетного фонаря, сомнительную с точки зрения аэродинамики форму фюзеляжа и крыльев, малый размер воздухозаборников и странную конструктивную особенность сопла.
Следует отметить, что истребитель Qaher-313, показанный на записи испытаний, имеет несколько внешних отличий от самолета, продемонстрированного в 2013 году. В частности, новый самолет лишился беспереплетного фонаря кабины пилота — теперь Qaher-313 имеет неподвижную ветровую часть фонаря.
Несколько изменилась и форма воздухозаборников. Если раньше они имели ромбовидное сечение с несколько скругленными углами, то теперь они в сечении стали напоминать трапецию. Визуальные размеры самолета также изменились в большую сторону. Кроме того, образец самолета, показанный в 2013 году, имел только одно сопло. Новый же самолет оснащен двумя соплами.
Сопла иранского истребителя сильно утоплены в фюзеляж и размещены внутри металлических, возможно, термоупорных труб. Можно предположить, что это сделано специально, чтобы снизить инфракрасную заметность самолета. Однако это же решение заставляет усомниться в том, что летчик сможет адекватно управлять тягой двигателей. При этом, очевидно, управления вектором тяги Qaher-313 лишен.
Василий Сычёв
Система противоракетной обороны С-550 прошла государственные испытания. Как сообщает «ТАСС» со ссылкой на источник, первая бригада С-550 уже заступила на боевое дежурство. Предполагается, что эта система может поражать космические аппараты, боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет и гиперзвуковые цели на высотах в несколько десятков тысяч метров.