Социальное заражение ограничили цепью из трех человек

Немецкие ученые провели эксперименты по изучению механизмов феномена социального заражения. Выяснилось, что оно практически не распространяется дальше цепочки из трех человек и сильно зависит от степени искажения информации и переоценки чужих ошибок. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Социальным заражением называется распространение взглядов, мнений, идей, эмоций, моделей поведения и т. п. в обществе. Оно обладает схожей динамикой вне зависимости от контекста, будь то, например, политическая ориентация, медицинские практики или альтруизм. Несмотря на важность этого феномена, его конкретные механизмы изучены недостаточно.

Чтобы разобраться в них, сотрудники Института человеческого развития Общества имени Макса Планка провели два эксперимента. В первом из них участников объединили в пары, которые наблюдали за движением 50 точек по экрану компьютера. Часть точек перемещалась в схожем направлении, остальные — в случайном. Добровольцы должны были оценить основное направление движения точек, после чего сравнить свою точку зрения с мнением напарника и, при желании, скорректировать ответ. Задание повторяли 15 раз с тремя различными уровнями сложности и в конце каждого раунда сообщали правильный ответ, чтобы оценить «формирование репутации». Во втором эксперименте аналогичное задание выполняли 20 групп по шесть участников, причем каждый последующий мог делиться своим мнением о направлении движения точек только с предыдущим (второй с первым, третий со вторым и т. д., при этом правильный ответ был всегда одинаковым для всех участников) — так ученые оценивали распространение суждений по социальной цепи. На основании полученных данных исследователи построили компьютерную модель социального заражения.

Выяснилось, что суждения первого участника редко распространяются дальше, чем до третьего члена цепи. Для подобного распространения необходима высокая точность суждений первого участника, внимательная работа всех членов социальной цепи и ее стабильность при повторных выполнениях задачи. При этом время распространения суждений по этой цепи растет экспоненциально с каждым участником.

Также ученые выявили два основных фактора, от которых зависела как скорость, так и дистанция распространения суждений. Ими оказались прогрессивное искажение этих суждений при передаче, снижающее их ценность, а также переоценка ошибок других членов цепи («эгоцентрическое обесценивание») — феномен, состоящий в том, что каждая ошибка требует нескольких правильных действий для восстановления репутации.

Исследователи отмечают, что для более реалистичного моделирования социального заражения необходимы дальнейшие эксперименты, в которых источников влияния будет несколько, что приведет к усложнению взаимодействий и повышению уровня информационного шума.

Ранее американо-германский научный коллектив показал, что по социальным навыкам собаки значительно более схожи с человеческими детьми, чем шимпанзе, несмотря на эволюционную близость последних.