Американские исследователи обнаружили у молодых речных угрей способность ориентироваться по внешним магнитным полям. Наличие таких умений у угрей предрекали уже давно, но в лабораторных условиях их показали впервые. Исследование опубликовано в Current Biology.
Речные угри (Anguilla anguilla) — вид хищных рыб из семейства угрёвых, которые большую часть жизни проводят в пресной воде, а на нерест отправляются в море. С 2008 года они занесены в Красную Книгу как вид, находящийся на грани исчезновения.
Вылупившись из икринок на глубине 400 метров Саргассового моря, личинки некоторое время плывут в «неправильную» сторону мимо Антильских островов, благодаря чему попадают в Гольфстрим и спустя около трех лет оказываются в своем пункте назначения — у берегов Европы. Там они превращаются в свою промежуточную стадию - пятисантиметровых «стеклянных угрей», которые выглядят как небольшие желеподобные прозрачные ленты, подходят к устьям рек и отправляются вверх по течению. Постепенно такая личинка становится взрослым угрем и достигает длины до двух метров. Прожив в реках около десяти лет, угорь отправляется обратно в море и плывет на нерест. Достигнув Саргассового моря, он откладывает или оплодотворяет икру и умирает.
Угри проделывают путь около шести-восьми тысяч километров, и если с первого взгляда он кажется не самым оптимальным с точки зрения длины, то при ближайшем рассмотрении оказывается, что это самая лучшая дорога, на которую тратится меньше всего времени и усилий, потому что личинки движутся, главным образом, за счет течения Гольфстрима. Люди давно предполагали, что для ориентации в водном пространстве угри пользуются магнитными полями, как это делают, например, лососевые рыбы и морские черепахи, и здесь эта теория впервые протестирована в лабораторных условиях.
Ученые разработали специальную конструкцию с центральным отсеком и дюжиной расходящихся от нее лучей, окруженную магнитной катушкой. Угрей помещали в центр. В начале все боковые лучи были перекрыты дверцами, но при включении магнитного поля их одновременно открывали и наблюдали за движением угрей. Выяснилось, что при определенных параметрах поля это движение становится упорядоченным. Параметры магнитного поля имитировали положение особи на географической карте — эту позицию определяют интенсивность магнитного излучения и магнитное склонение; в природе эти параметры зависят, главным образом, от расположения относительно северного магнитного полюса. Когда характеристики магнитного поля соответствовали Саргассовому морю, угри, в основном, направлялись на юго-запад. При включении магнитного поля, соответствующего характеристикам юго-западной части Атлантического океана, большая часть угрей отправлялась на северо-запад. Внутренний компас как бы подсказывал угрям их местоположение, отмечая его на внутренней геомагнитной карте, и вел их к Гольфстриму.
Когда-то давно угрям требовалось для нереста преодолевать всего несколько миль (новые пути связаны, по-видимому, с дрейфом материков, однако есть работы советских ихтиологов, утверждающие, что дело в изменениях свойств воды в послеледниковый период). Особенный интерес, подчеркивают ученые, представляет то, как внутренний компас этих рыб помог им выжить в новых геологических условиях — или заставил зазря покрывать огромные расстояния.
Вопросы, связанные с миграцией животных, давно занимают ученых, в том числе из-за возможных находок для разработки новых систем навигации. Мы уже рассказывали, как на скорость миграции лососевых рыб влияли с помощью транквилизаторов. Работа, описанная здесь, встретила много критики, ибо эти исследователи никогда не работали раньше с угрями, и не принимали во внимания существенные отличия между строением взрослых, юных и только что появившихся на свет угрей. Для изучения ориентирования личинок угрей на своем пути к рекам, они отлавливали личинок, которые этот путь уже закончили. Кроме того, исследование проводилось в пресной воде, что тоже могло вносить ошибку в эксперимент. Ученые, однако, полагают, что сходным образом устроенное магнитное чувство может существовать у всех форм этой рыбы, в том числе и у только что вылупившейся мельчайшей ее личинки, поймать которую практически невозможно. Их коллеги из Дании и Америки соглашаются с ними, полагая, что наблюдаемый биологический эффект в любом случае имеет значение и подтверждает наличие у речных угрей магнитного чувства.
Анна Казнадзей