Компания «Сухой» приступила к испытаниям новой вычислительной системы для перспективного российского истребителя Т-50 (ПАК ФА). Согласно записи в официальном блоге «Объединенной авиационной корпорации», с новым оборудованием один из прототипов боевого самолета совершил зимой текущего года. Бортовой компьютер выполнен на базе российских многоядерных процессоров и новой операционной системы реального времени. Каких именно, не уточняется.
Одним из требований, предъявляемых российскими военными к истребителям пятого поколения, к которому относится Т-50, является высокая интеллектуализация борта. Это означает, что часть функций по приоритезации целей, расчету маршрута и пилотированию вычислительная система самолета должна брать на себя. Кроме того, новая система должна «прощать» летчику некоторые ошибки пилотирования, которые могут быть допущены во время интенсивного воздушного боя. То есть очевидно неверные команды управления система будет игнорировать.
Новая система получила название интегрированная модульная авионика боевых комплексов (ИМА БК). Ее разработка ведется с 2013 года. В настоящее время программное обеспечение системы уже содержит около четырех миллионов строк кода. Разработка еще не завершена. ИМА БК в полете будет выполнять роль электронных пилота, штурмана и бортинженера. В частности, она возьмет на себя функции распознавания и определения опасных целей, оптимизации маршрута полета, выработки советов по наиболее эффективному применению вооружения.
Вычислительная система также сможет переконфигурировать бортовые системы в случае отказа одной из них. Обмен данными между бортовым компьютером и подчиненными системами производится по волоконно-оптическому кабелю. Скорость обмена данными в бортовой сети составляет восемь гигабит в секунду. Другие подробности об ИМА БК не уточняются. Ранее стало известно, что программное обеспечение Т-50 будет модульным, то есть новые функции будут реализовываться в виде дополнительных приложений.
В середине февраля текущего года сообщалось, что Т-50 с двигателем второго этапа совершит первый полет в четвертом квартале 2017 года. В настоящее время прототипы Т-50 выполняют полеты с помощью модифицированных турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой АЛ-41Ф1 («изделие 171»). Эти установки созданы на базе АЛ-41Ф1С («изделие 117С») для истребителя Су-35С. Иначе АЛ-41Ф1 называют двигателем первого этапа, поскольку такие установки будут монтироваться на первые серийные истребители Т-50.
Двигатели первого этапа будут устанавливаться на Т-50 до середины 2020-х годов. Затем уже истребители получат новые силовые установки, разрабатываемые сегодня под обозначением «изделие 30». Двигатель второго этапа, предположительно, сможет развивать тягу в 107 килоньютонов в крейсерском режиме и 176 килоньютонов в режиме форсажа. Перспективная силовая установка будет отличаться от АЛ-41Ф1 повышенной топливной эффективностью и меньшей стоимостью жизненного цикла.
Василий Сычёв
Офис руководителя эксплуатационных испытаний Пентагона пришел к выводу, что легкие внедорожники американской армии ISV неэффективны в бою и миссиях по сотрудничеству в области безопасности и сдерживанию против практически равных угроз. Как сообщает Breaking Defense, они тормозят стрельбу солдат по противнику.