Компания Toyota сообщила, что осенью 2017 года запустит сервис по аренде робота Welwalk WW-1000, предназначенного для реабилитации людей с частичным параличом ноги.
Частичный паралич нижних конечностей может развиться в результате инсульта, травмы или других причин. Реабилитация при нем комплексная, основным ее компонентом служит лечебная физкультура. Наиболее физиологичным упражнением служит ходьба, однако она в таких случаях затруднена, поскольку нога не обеспечивает должной опоры.
Чтобы помочь подобным пациентам, Toyota воспользовалась собственными разработками в области промышленной робототехники и в 2007 году начала в сотрудничестве с Университетом здоровья Фудзита работы по созданию роботизированной системы реабилитации. В 2011 году устройство было готово и после пилотных тестов с 2014 по март 2017 года проходило клинические испытания в 23 японских клиниках.
Система, предназначенная для использования в медицинских стационарах, состоит из двух работающих вместе частей: основной платформы массой 800 килограммов, включающей тредмил (подвижную дорожку) и монитор, и роботизированного экзоскелета ноги массой шесть килогаммов, поддерживающего ее и обеспечивающего сгибание и разгибание колена.
Устройство настраивается на различный уровень нагрузки. Обратную связь для обеспечения максимально физиологичных движений обеспечивают монитор и голосовой датчик.
Toyota рассчитывает сдать в аренду клиникам 100 систем Welwalk WW-1000. Первый взнос за каждое устройство составит миллион йен (около 9200 долларов по текущему уровню), ежемесячные выплаты — 350 тысяч йен (примерно 3200 долларов).
К настоящему времени разработаны различные типы роботизированных экзоскелетов для помощи полностью или частично парализованным людям. В качестве примера можно привести подобное устройство с VR-системой, которое помогло частично восстановить спинной мозг после травмы, и экзоскелет с нейроинтерфейсом, благодаря которому человек, полностью парализованный ниже пояса, научился ходить.
Олег Лищук
Он предназначен для разгрузки грузовых полуприцепов и контейнеров
Японская компания Mujin, занимающаяся разработкой роботов для работы на складах и систем управления для них, показала работу своего робота TruckBot, предназначенного для разгрузки содержимого трейлеров и грузовых контейнеров. Видео доступно на YouTube-канале компании. Разгрузка содержимого автомобильных полуприцепов и грузовых контейнеров на складах и в логистических центрах может требовать довольно много времени, выступая в роли «бутылочного горлышка», из-за которого в цепочке поставок возникают задержки. Кроме того, зачастую эта физически изнурительная работа выполняется рабочим персоналом вручную, что может представлять угрозу для здоровья людей. Решением этих проблем мог бы стать робот TruckBot, который разрабатывается японской компанией Mujin. Основанная в 2011 году в Токио компания специализируется на создании роботов для складских и логистических работ, а также разработке систем управления для них. Робот TruckBot предназначен для разгрузки грузовых прицепов и контейнеров. Основной элемент его конструкции — подвижная грузовая стрела с транспортерными лентами и роликами наверху. Стрела может отклоняться по вертикали и горизонтали, а также двигаться вперед вместе с рамой робота, проникая вглубь разгружаемого грузового контейнера или прицепа на расстояние до 15 метров. Система управления определяет с помощью камер положение объекта в грузовом контейнере. После этого стрела подводится к объекту и с помощью вакуумных присосок захватывает, подтягивает и устанавливает его на транспортерную ленту. По ней груз попадает на конвейер, установленный позади робота, который перемещает его дальше, например, на сортировку. Таким образом TruckBot способен разгрузить 1000 единиц груза, каждый массой до 22 килограмм за час работы. TruckBot может работать самостоятельно или быть частью группы, состоящей из нескольких роботов разного назначения и конвейеров, объединенных в единую систему, предназначенную для разгрузки, погрузки, сортировки, паллетирования и депаллетирования грузов. Для управления этой системой служит другая разработка компании — система управления MujinController. Использование специализированных роботов, таких как TruckBot, разработанных для выполнения одной конкретной задачи, способно повысить эффективность работы. Однако, их установка может потребовать внесения изменений или даже перестройки помещений. Человекоподобные роботы, созданием которых в последнее время занимается все больше компаний, будут лишены такого недостатка. Благодаря своей антропоморфности они способны передвигаться по тем же помещениям и взаимодействовать с теми же инструментами, что и люди, без необходимости что-либо специально изменять. Например, недавно американская компания Apptronik представила раннюю версию человекоподобного робота Apollo для складской работы.