Ученые описали процесс и последствия «мужской» миграции индоевропейцев из прикаспийских степей в Европу в раннем бронзовом веке. Исследование опубликовано в журнале Antiquity.
Миграция степных кочевников в Центральную Европу в lll тысячелетии до нашей эры изменила ход европейской истории. Кочевники принесли с собой не только праиндоевропейский язык и новые технологии, но и новые принципы общежития, включая расширенную семью. На базе этих нововведений сложилась крупнейшая культура европейского энеолита, так называемая культура боевых топоров, или шнуровой керамики.
Как считается, прибывшие кочевники были представителями ямной археологической культуры. Они жили преимущественно скотоводством и кочевали в передвижных кибитках, запряженных тягловыми животными. Культура получила свое названия благодаря характерной форме захоронения умерших в ямах под курганами в положении лежа на спине с согнутыми коленями.
«Мужской» миграцию называют условно, из-за давно зафиксированного необычно большого доминирования мужских погребений в могильниках этого периода. В новом исследовании ученые подробно реконструировали процесс ассимиляции индоевропейцами неолитического населения Европы и объяснили этот феномен, объединив ранее полученные археологические, генетические и лингвистические данные.
В своем более раннем исследовании профессор Кристиан Кристиансен (Kristian Kristiansen) из Университета Гетеборга в Швеции, профессор Фонда Лундбека Эске Виллерслев (Eske Willerslev) из Центра генетики в Копенгагенском университете и их исследовательские группы показали, что миграции представителей ямной культуры на территорию Центральной Европы способствовал произошедший там демографический спад из-за масштабной эпидемии чумы, пришедшей в Европу из Сибири через Прибалтику.
Недавно полученные генетические данные свидетельствуют о резком увеличении геномного компонента, характерного для людей ямной культуры, у погребенных в Европе в начале бронзового века. Кристенсен и коллеги связывают этот факт со значительным преобладанием мужских погребений в эту эпоху. Ученые считают, что оба этих факта свидетельствуют о том, что первые мигранты-скотоводы, вероятно, были членами боевых отрядов, которые осели на территориях, принадлежавших неолитическим земледельцам Европы, и женились на женщинах из их общин. Кажущаяся внезапность, с которой произошло привнесение нового геномного компонента, также указывает на то, что это был не медленный периодический приток людей, а крупномасштабное миграционное событие, что характерно именно для военизированного вторжения.
Деятельность военных отрядов скотоводов энеолита, по-видимому, была сезонной. Бóльшую часть года члены отрядов жили в своих семьях и общинах, занимаясь выпасом скота и другими видами сельскохозяйственного труда, периодически формируя небольшие группы из младших в роду мужчин, по традиции лишенных наследства. Археологические свидетельства этого института были зарегистрированы в энеолите на современной территории России.
В эту концепцию органично вписываются представленные в новой работе результаты анализа диеты первых представителей культуры шнуровой керамики. Так, женщины этой культуры, по-видимому, питались как неолитические земледельцы, а большая часть мужчин — как скотоводы. Причиной этого авторы считают то, что скотоводы принесли с собой характерный для индоевропейцев экзогамный брак. Освоившись, они брали в жены девушек из еще не ассимилированных областей, живших неолитическим земледелием. Ученые считают, что традиция шнуровой керамики появилась именно благодаря этому синтезу. Женщины неолитической Европы начали имитировать знакомую их мужьям деревянную посуду, создавая орнамент на керамической посуде путем прикладывания веревки к сырой глине.
Язык носителей новой культуры бронзового века имел индоевропейскую основу с вкраплением субстратной лексики, связанной с возделыванием земли и ферментацией хмеля. Таким образом, процесс генетического и культурного смешения сопровождался процессом языковой ассимиляции, сформировавшей основу прагерманского языка.
Ранее ученые выяснили, что раннеземледельческое неолитическое население Центральной Европы переселилось туда из Передней Азии принципиально отличным от скотоводов образом, а именно путем поступательной миграции целыми семьями.
Елизавета Власова