Приматологи из лейпцигского института Эволюционной Антропологии выяснили, что шимпанзе, орангутаны и бонобо способны распознавать «ложные представления» у окружающих. Видя, как человек делает что-то, исходя из ложных предпосылок - например, ищет предмет в той коробке, откуда ее уже без его ведома забрали — они понимали его затруднение и помогали ему. Исследование опубликовано в PLOS ONE.
Ученые уже замечали, что исследуемые обезьяны способны предугадывать действия человека, основывающегося на ложных соображениях. Наблюдая за актером на экране, который собирался отправиться туда, где «по его представлению» находился некий желанный объект (а не туда, где объект был на самом деле) обезьяны глазами начинали искать не объект, а то место, куда пойдет актер, хотя они знали настоящее положение объекта — они будто бы понимали мысли актера и предугадывали его действия.
Чтобы проверить это предположение, немецкие ученые провели работу с двадцатью тремя шимпанзе, пятью бонобо и шестью орангутанами (Pan troglodytes, Pan paniscus и Pongo abelii) из лейпцигского зоопарка. Эксперимент состоял в следующем. Человек А помещал некоторый предмет в одну из двух коробок (желтую или синюю), а потом либо оставался в комнате, либо уходил. Человек Б доставал предмет и клал его в другую коробку. Человек А подходил обратно и пытался достать предмет из первой коробки. Обезьяна видела предмет сквозь прозрачную стенку коробки, обращенную только к ней одной, и могла сама открывать коробки, поскольку до эксперимента ее специально долго учили это делать, давая положительное подкрепление в форме винограда и одобрительных возгласов.
Ученые наблюдали за тем, какую коробку обезьяна захочет открыть. Оказалось, что если человек А не выходил из комнаты (то есть, с точки зрения обезьяны, прекрасно видел, как человек Б переложил предмет), то обезьяны открывали произвольные коробки без какого-либо предпочтения. Если же человек А не присутствовал во время смены коробки, то в 72 процентах случаев обезьяны, наблюдающие, как он пытается открыть неправильную коробку, помогали ему и открывали для него правильную.
По-видимому, обезьяны способны распознавать ложные представления и отличать их от других действий. Если человек знает, в какой коробке предмет, и все равно лезет открывать другую, обезьяны не понимают, зачем он это делает, и не проявляют особенного желания ему помочь. Если же, по их мнению, он пытается открыть неправильную коробку, искренне полагая, что предмет находится в ней, обезьяны приходят ему на помощь. Тесты такого типа проводят с человеческими детьми в возрасте от одного до двух лет в рамках исследования теории сознания, и получают сходные результаты для детей от 15-16 месяцев.
В ходе второго теста человек А передавал предмет в руки человеку Б и уходил из комнаты, после чего человек Б помещал предмет в одну из коробок. Когда человек А возвращался, получалось, что у него нет ложных представлений, а он просто не знает, где находится предмет. В этом случае обезьяны открывали произвольные коробки, потому что было неясно, чего он хочет — может быть, просто пооткрывать коробки, например. К тому же, не он спрятал предмет изначально, и неизвестно, нужен ли он ему.
Отличие поведения обезьян в двух тестах показывает, что у них, действительно, есть концепция ложных представлений, полагают исследователи. Они понимают, в чем именно человек ошибается, и это отличается от «этот человек просто ничего не знает».
В ходе других исследований было показано, что гоминиды (семейство обезьян, включающее описанные выше виды) способны понимать цели, желания и намерения окружающих. Недавно мы рассказывали , что обезьяны предпочитают не иметь дела с эгоистами. Примечательно, что в ходе вышеописанного эксперимента они активно помогали людям, хотя обычно большинство из них склонно скорее к соперничеству, а не к кооперации, отмечает швейцарский коллега ученых Тибауд Грубер, добавивший, что эксперимент прекрасно дополняет наблюдения, которые приматологи делали на протяжении многих десятков лет.
Анна Казнадзей