Собаки и обезьяны отказались дружить с эгоистами

Японские зоопсихологи показали, что собаки и обезьяны судят о людях на основе того, как они обращаются с другими людьми. Животные негативно оценивали людей, несправедливо поступавших с другими, и отдавали предпочтение тем, кто помогал другим людям. Статья опубликована в журнале Neuroscience & Biobehavioral Reviews.

В исследованиях на людях было показано, что уже с возраста одного года дети судят о людях на основе того, как они взаимодействуют между собой. Так, трехлетние дети менее охотно помогают тем, кто ранее вел себя нечестно по отношению с другими, и даже дети младше года, не умеющие говорить, отдают предпочтение тем, кто помогал, а не мешал другим. Все это позволяет психологам предполагать, что у детей есть врожденное «чувство справедливости», которое проявляется еще до того, как им объяснили, как нужно поступать с другими.

Авторы новой статьи решили выяснить, есть ли подобное чувство справедливости у других животных. В качестве модельных видов они выбрали обезьян капуцинов (социальных животных с высоким интеллектом) и собак (животных, в ходе своей эволюции выработавших повышенную чувствительность к поведению человека).

В первом эксперименте капуцины наблюдали за тем, как актер А, пытаясь открыть коробку с игрушкой, обращался за помощью к актеру B, который либо помогал ему открыть коробку, либо отказывался помочь. После этого оба актера предлагали обезьянам лакомство, и они должны были выбрать, какое из них взять. Оказалось, что в том случае, когда актер B помогал актеру А, обезьяны с равной вероятностью брали лакомство у них обоих. Однако когда актер B отказывал актеру А в помощи, обезьяны гораздо чаще брали лакомство у актера А.

Во втором эксперименте капуцины наблюдали за тем, как актер A просил актера B отдать ему три мячика. Актер B выполнял его просьбу и затем просил актера А о том же. Эта просьба была либо удовлетворена, либо нет. После этого, как в в первом эксперименте, обезьяны должны были выбрать, от кого из актеров принять лакомство. Результат был сходным: если актер А вел себя «справедливо», то обезьяны не демонстрировали никаких предпочтений. Однако в случаях, когда актер А не возвращал мячики актеру B, капуцины чаще выбирали актера B.

Наконец, в третьем эксперименте собаки наблюдали за тем, как их владелец, пытаясь открыть коробку, обращался за помощью к актеру, который либо помогал ему, либо нет. Также при этом присутствовал второй актер, остававшийся безучастным. После этого собаки должны были выбрать, от кого из актеров принять лакомство. Оказалось, что в случаях, когда владелец получал помощь, собакам было все равно, от кого брать лакомство. Однако если актер отказывал их хозяину в помощи, собаки предпочитали брать лакомство у второго, безучастного, актера.

Как заключают авторы, и капуцины, и собаки оценивали людей на основе того, как те вели себя с другими — так же, как это делают сами люди. У капуцинов это умение, по-видимому, связано с их жизнью в сложно организованных социальных группах, а у собак — с их повышенной внимательностью к поведению людей, возникшей в ходе их эволюции.