Исследователи из океанографического института MBARI выяснили, что редкий глубоководный осьминог Haliphron atlanticus питается медузами. Такая диета отличает его от большинства других осьминогов, которые предпочитают рыбу и ракообразных. Статью об исследовании опубликовал журнал Nature Scientific Reports.
H. atlanticus или семирукий осьминог – один из двух самых больших осьминогов в мире, примерно такого же размера, 75 килограммов и трех с половиной метров в длину, достигает только гигантский осьминог Enteroctopus dofleini. Живущий ближе к побережью гигантский осьминог хорошо изучен, а о жизни глубоководного семирукого осьминога, несмотря на его огромный размер, известно очень немного. Он изредка попадается в тралы рыболовецких судов и еще реже в объективы подводных камер. До сих пор было неизвестно, чем питаются эти осьминоги.
Авторы новой работы с помощью подводных аппаратов на дистанционном управлении (ROV) засняли три экземпляра H. atlanticus в районе подводного каньона Монтерей и Гавайских островов. Один заснятых из осьминогов поедал медузу Phacellophora camtschatica и на момент съемок оставил от нее только купол с бахромой щупалец по краю, который, по предположению ученых, использовал для охоты на других морских обитателей. Ученые также обследовали содержимое желудка пяти осьминогов из Зоологического музея Гамбурга и обнаружили остатки медуз и других стрекающих в желудках у всех пяти экземпляров. Такой рацион необычен для головоногих, обычно они питаются рыбой, моллюсками и ракообразными. По-видимому, эта диета связана с тем, что желеобразные обитатели моря в изобилии водятся в толще воды, где живут семирукие осьминоги, а другой пищи в местах их обитания мало.
Знание о рационе H. atlanticus позволит лучше понять сложные пищевые цепочки глубоководных экосистем и проследить, как загрязнение морской воды разными отходами, например, похожими на медуз пластиковыми пакетами, скажется на обитателях открытого океана.
Несмотря на то, что семирукий осьминог изучен мало, это не самый таинственный глубоководный головоногий моллюск. Не так давно ученые нашли на рекордной глубине крошку осьминога, принадлежащего к новому виду.
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.