На производственной площадке «Атоммаш» специалисты начали изготовление корпуса многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах (MBIR), который строится в Димитровграде. Об этом говорится в пресс-релизе компании «АЭМ-технологии», которая занимается его изготовлением.
В настоящее время идет механическая обработка первой большой заготовки — конического перехода нижней части корпуса реактора. Параллельно с ней ведется сварка первого шва обечайки верхней части изделия. Всего для реактора будет изготовлено 14 изделий, в том числе корпусные элементы и опорные конструкции. Полностью готовый корпус будет весить 83 тонны, иметь длину более 12 метров и диаметр четыре метра.
Сегодня в мире существует лишь два действующих быстрых исследовательских реактора — российский БОР-60 и индийский FBTR. Еще один (Jules Horowitz Reactor) строится во Франции. Все остальные реакторы являются энергетическими. MBIR станет самым мощным из действующих, сооружаемых и проектируемых исследовательских реакторов в мире на сегодняшний день. Он заменит БОР-60, срок эксплуатации которого закончится в 2020 году. Реактор будет использовать натриевый теплоноситель, проектная тепловая мощность составит 150 МВт, энергетическая — 55 МВт. Строительство началось в сентябре 2015 года. Физический пуск реактора ожидается в 2019 году, энергетический — в 2020-м.
Одними из основных и важнейших задач на сегодня для ядерной энергетики являются замыкание ядерного топливного цикла и увеличение мощности реакторов. Обе этих задачи позволяют решать реакторы на быстрых нейтронах, которые используют для работы гораздо большую долю рождающихся нейтронов, могут использовать в качестве топлива плутоний, сжигать трансурановые элементы и нарабатывать новое топливо. Кроме того, выбор материалов для создания реакторов на быстрых нейтронах не зависит от их сечения поглощения, что упрощает процесс их проектирования.
Основными задачами для MBIR будут испытания конструкционных и поглощающих материалов, ядерного топлива и теплоносителей для новых и существующих типов реакторов, а также испытания и отработка режимов эксплуатации различных элементов реакторов, разработка новых технологий производства радиоизотопов и модифицированных материалов и производство электроэнергии.
Александр Войтюк
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.