Большой мозг помог самкам гуппи выбрать лучших самцов

Ученые из Швеции и Великобритании показали, что самки рыбок гуппи, обладающие обыкновенным или большим мозгом, склонны выбирать более привлекательных самцов, а обладательницы небольшого мозга не выказывают предпочтений. Исследование опубликовано в журнале Science Advances, а кратко о нем сообщает New Scientist.

Перед там как приступить к размножению, требуется оценить окружающих потенциальных партнеров и отдать предпочтение кому-то одному. Исследования этого вопроса обычно предполагают, что выбор, сделанный самкой, зависит от личных достоинств самца. Самыми выдающимися чертами для самок рыбок гуппи являются пестрая раскраска и длинный хвост. Считается, что эти признаки тесно связаны с добыванием пищи и крепким здоровьем. Казалось бы, предпочтение неизменно должно отдаваться обладателям этих черт, однако в природе существует заметная изменчивость.

Для принятия решения самке нужно сравнить разных самцов и выбрать самого подходящего, то есть, как говорят ученые, проявить когнитивные способности. Выраженность этих способностей, как правило, напрямую зависит от размеров мозга, а значит, предположили ученые, между ними и половым поведением должна быть связь и рыбки с бо́льшим мозгом будут чаще отдавать предпочтение привлекательным самцам.

В эксперименте использовали самок обыкновенных гуппи (Poecilia reticulata), а также двух специально выведенных линий, обладающих бо́льшим или меньшим размером мозга относительно среднестатистического. Для проверки гипотезы ученые взяли по 36 самок каждой линии и 16 обыкновенных. Каждой рыбке предоставили возможность в течение пятнадцати минут наблюдать за двумя самцами — привлекательным (пестрым и с большим хвостом) и непривлекательным (серым с маленьким хвостом). При этом экспериментальная установка была сконструирована таким образом, что видеть одновременно обоих самка не могла и была вынуждена делать выбор по памяти. Так как известно, что самка проводит больше времени рядом с понравившимся ей самцом, ученые просто разделили аквариум на три зоны — ближе к привлекательному, ближе к непривлекательному и зону неопределенности между ними, после чего оценили время, проведенное самкой в каждой из них.

Предположение подтвердилось: оказалось, что самки с обыкновенными и большими мозгами предпочитают привлекательных самцов, в то время как обладательницы небольшого мозга не выказали никаких предпочтений вообще.

Естественно, ученые задались вопросом, не является ли причиной полученного результата разное восприятие цвета более и менее мозговитыми линиями рыбок, но дополнительно проведенное исследование не выявило отличий. Также исследователи утверждают, что существенных отличий нет ни в сексуальной активности самок, ни в способе сбора ими информации о самцах.

А значит, заключают они, дело именно в обработке информации, то есть в когнитивных процессах, происходящих в голове каждой самки.

Исследователи нередко обращаются к теме принятия решений животными. Так, недавно удалось установить, что находящиеся в поисках нового дома муравьи Temnothorax albipennis проявляют при выборе жилища персональные черты, а также опираются на предыдущий жизненный опыт и личные моральные принципы.

Юрий Солюс