Насильное спаривание снизило фертильность дрозофил

Биологи установили, что самки плодовых мушек Drosophila persimilis, подвергшиеся сексуальному насилию со стороны самцов другого вида — Drosophila subobscura, имеют сниженную фертильность. Это явление может помогать инвазивным видам дрозофилы вытеснять аборигенные. Статья опубликована в журнале Ecology and Evolution.

Исследователи из университета Дьюка провели следующий эксперимент. 66 самок D. persimilis поместили в отдельные флаконы, к 42 из них подсадили самцов D. subobscura, а к остальным — самцов их же вида. За парами наблюдали в течение одного часа и за это время зафиксировали 14 случаев насильственной копуляции в парах, состоящих из мушек разных видов.

Спустя несколько часов всех самок ссаживали с самцами D. persimilis. Оказалось, что самки, подвергшиеся насилию, были менее склонны к спариванию с самцами своего вида. В течение следующих 28 дней эти самки принесли меньше потомства, чем остальные. Механизм такого явления не ясен, однако известно, что у некоторых видов дрозофил сперма другого вида вызывает аллергическую реакцию, которая может приводить к бесплодию.

D. subobscura — изначально средиземноморский вид, который начал заселять Северную Америку только в 1980-х годах. Эти мушки стали быстро распространяться на юг и север вдоль восточного побережья Канады и США. К середине 1990-х D. subobscura уже превосходили по численности виды дрозофил, которые обитали здесь изначально. Авторы работы предполагают, что репродуктивное вмешательство могло способствовать такому быстрому расселению.

Половому поведению дрозофил посвящены и другие недавние исследования. Например, британские ученые недавно смогли определить, какая нейронная цепь у самцов Drosophila melanogaster отвечает за копуляцию.

Анна Образцова