Специалисты NASA совместно с исследователями из Германии и Канады провели исследование экологичности авиационного биотоплива и пришли к выводу, что его использование на самолетах позволяет сократить объемы вредных выбросов на 50-70 процентов. Согласно сообщению агентства, исследования проводились в 2013-2014 годах на базе Летно-исследовательского центра имени Армстронга, а результаты анализа полученных результатов стали доступны только сейчас.
Считается, что авиаперевозки наносят существенный вред экологической обстановке. По данным исследовательской организации ATAG, в 2015 году объем выбросов только лишь углекислого газа самолетами по всему миру составил 781 миллион тонн. Кроме того, конденсационные следы, оставляемые самолетами в полете, периодически преобразуются в особый вид долгоживущих облаков, которые в естественных условиях не формируются. Предположительно, и выбросы углекислого газа, и такие облака провоцируют глобальное потепление.
В своем исследовании NASA использовало модифицированный авиалайнер DC-8. Этот самолет выполнял полеты на высоте 12,2 тысячи метров. Его заправляли смесью обычного авиационного топлива и биотоплива, изготовленного из гидроочищенных спиртов и жирных кислот, полученных при переработке рыжика. Каждого вида топлива в смеси было поровну. В полете DC-8 сопровождали три исследовательских самолета, которые летели за ним, то приближаясь на расстояние 90 метров, то отдаляясь на 32 километра. Эти самолеты проводили замеры выбросов DC-8.
Согласно полученным данным замеров выяснилось, что в зависимости от режима работы реактивных двигателей DC-8 объем выбросов вредных веществ и сажи был ниже на 50-70 процентов. Это в свою очередь приводило к меньшему образованию конденсационных следов. Одной из причин появления последних является выброс твердых частиц, образующихся при сгорании топлива. Эти частицы служат центрами кристаллизации в насыщенном парами переохлажденной воды воздухе.
В конце октября прошлого года Франция, Германия и Великобритании провели исследование, по итогам которого планируется выяснить, какое влияние могут оказывать реактивные струи самолетов на метеорологические измерения и составление прогнозов погоды. Проект получил название NAWDEX (North Atlantic Waveguide and Downstream Impact Experiment, экспериментальное исследование, посвященное влиянию североатлантических волноводов и нисходящих потоков). Когда именно планируется завершить анализ данных, пока неизвестно.
Исследователи предполагают, что реактивные струи самолетов создают тунелеобразные возмущения в атмосфере, которые выступают в качестве волноводов и немного нарушают естественное смешивание и смещение разнородных воздушных слоев. Кроме того, реактивные струи порождают новые и не прогнозируемые волны Россби — изгибы высотных ветров, оказывающие существенное влияние на погоду, в том числе принимающие непосредственное участие в формировании циклонов и антициклонов.
По мнению исследователей, все эти факторы не оказывают существенного влияния на формирование погоды. Однако такие атмосферные нарушения могут фиксироваться датчиками метеорологических зондов и самолетов и приводить к неверному составлению прогнозов погоды.
Василий Сычёв