Франция, Германия и Великобритании занялись исследованиями, по итогам которых планируется выяснить, какое влияние могут оказывать реактивные струи самолетов на метеорологические измерения и составление прогнозов погоды. Как пишет Aviation Week, проект получил название NAWDEX (North Atlantic Waveguide and Downstream Impact Experiment, экспериментальное исследование, посвященное влиянию североатлантических волноводов и нисходящих потоков). Сбор погодных данных планируется завершить 16 октября, после чего специалисты займутся их анализом.
В конце мая и начале июня 2016 года в Западной Европе произошло несколько наводнений, особенно сильно затронувших Германию и Францию. Десятки городов также были затоплены в Австрии, Бельгии, Румынии, Молдове, Нидерландах и Великобритании. В результате внезапного и резкого подъема воды погибло более 20 человек. Синоптики не сумели заранее спрогнозировать эти стихийные бедствия, из-за чего власти не смогли адекватно к ним подготовиться. В результате из-за разрушений, причиненных стихией, страны понесли серьезные убытки.
По одной из версий, синоптики не справились с составлением правильных прогнозов из-за влияния пассажирских североамериканских самолетов на распространение воздушных потоков. Предполагается, что конденсационные следы реактивных пассажирских самолетов провоцируют диабатические процессы. Из-за частиц сажи сгоревшего топлива и производимого двигателями водяного пара начинается конденсация паров воды, присутствующей в верхних слоях тропосферы и тропопаузе. Этот процесс сопровождается выделением тепла.
Кроме того, метеорологи предполагают, что реактивные струи самолетов создают тунелеобразные возмущения в атмосфере, которые выступают в качестве волноводов и немного нарушают естественное смешивание и смещение разнородных слоев. Кроме того, реактивные струи порождают новые и не прогнозируемые волны Россби — изгибы высотных ветров, оказывающие существенное влияние на погоду, в том числе принимающие непосредственное участие в формировании циклонов и антициклонов.
По мнению исследователей, все эти факторы не оказывают существенного влияния на формирование погоды. Однако такие атмосферные нарушения могут фиксироваться датчиками метеорологических зондов и самолетов и приводить к неверному составлению прогнозов погоды.
В исследовании NAWDEX принимают участие немецкие метеорологические самолеты Dassault Falcon 20 и Gulfstream G550, французский самолет для атмосферных исследований Falcon 20 и британский BAe 146-300. Самолеты оснащены лидарами, радиолокационными станциями и зондами. Эта аппаратура должна помочь исследователям определить структуру реактивных струй самолетов в тропопаузе и тропосфере, а также получить численные измерения диабатических процессов. Кроме того, самолеты проводят обычные метеорологические измерения.
Полеты метеорологических самолетов проводятся с 28 сентября текущего года. Когда именно планируется обнародовать итоги исследования, пока не уточняется. Ученые не исключают, что после 16 октября, по завершении сбора данных, может потребоваться еще одна серия дополнительных полетов.
Параллельно в Европе разрабатывается проект StratoClim, целью которого является создание новых точных климатических моделей Земли. В середине сентября текущего года в этом проекте принимал участие российский стратосферный исследовательский самолет М-55 «Геофизика». Он занимался исследованиями стратосферы над Средиземным морем, собирая данные о химическом составе «хвоста» Азиатского муссона. Этот устойчивый воздушный поток простирается от Филиппин через Индию и арабский региона до Испании.
Василий Сычёв
Нейрофизиологи из Финляндии разработали объективный метод отслеживания моторного развития ребенка, который потенциально может применяться в клинической оценке. Метод заключается в сборе данных движений и поз младенца во время игры с помощью комбинезона с датчиками движения. Результаты наблюдательного исследования с 59 младенцами опубликованы в Communications Medicine.