Исследователи из Альбертского университета создали фоторасщепляемый белок, который позволяет контролировать внутриклеточные процессы с помощью излучения фиолетового света. Статья опубликована в Nature Methods.
Фоточувствительные белки часто применяются в биологических исследованиях, например, при изучении мозговой активности. Соответствующая методология называется оптогенетикой. Три основные категории уже имеющихся оптогенетических инструментов — фотоактивируемые каналы и насосы, созданные на основе бактериальных опсинов, белки, подверженные фотозависимой аллостерической регуляции и белки, способные к фотозависимым реакциям в контексте олигомерных изменений. Фоторасщепляемый белок стал четвертой категорией в этом списке. Он создан на основе фотопереключаемого из зеленого в красный флуоресцентного белка FP mMaple. При облучении светом ~400 нм в этом белке происходит реакция β-элиминирования, в результате которой его хромофор удлиняется, при этом полипептидная цепочка разрезается на два фрагмента в ~66 и ~166 аминокислот, которые, несмотря на разрыв, не отделяются друг от друга. Белок вместо зеленого света начинает излучать красный.
Ученые придумали другую модель на основе FP mMaple - при фотопереключении новый белок должен будет распадаться на совсем маленький пептидный фрагмент, длиной около ~10 аминокислот, и большой фрагмент, называемый "пустая бочка", длиной приблизительно в 220 аминокислот, которые после этого спонтанно отделятся друг от друга. Для получения такого конструкта было создано шесть генных библиотек, в каждой из которых содержалось 400 вариантов гена, кодирующих похожие на FP mMaple белки с небольшими вариациями. Чтобы выбрать подходящие для дальнейшей работы варианты, их внедрили в бактериальные колонии и выбрали из них те, которые при облучении фиолетовым светом cначала переключались с зеленого излучение на красное, а затем совсем темнели, что подразумевало диссоциацию пустой бочки. Оптимальный вариант улучшили методом ускоренной эволюции, получив за счет восьми новых мутаций большую эффективность формирования хромофора, фотопереключения и диссоциации пептидов, что сделало и зеленое, и красное излучение более яркими и уменьшило время перехода в темную фазу.
Полученный в результате фоторасщепляемый белок PhoCl сохраняет целостность в темноте, но распадается на два фрагмента при облучении фиолетовым светом. Для того, чтобы оценить эффективность его применения, ученые провели ряд экспериментов. В одном из них они брали метку, позволяющую белкам проникать в клеточное ядро, и присоединяли ее к некоторому исследуемому белку через связку с PhoCl. В темноте белок попадал в ядро, а на свету метка диссоциировала вместе с пустой бочкой, и он уже не мог проникнуть сквозь ядерную оболочку без нужного для этого "пропуска". В другом эксперименте PhoCl подключали как связующее звено между регулятором транскрипции Gal4-VP16 и его ингибитором - стероидным рецептором. При облучении PhoCl распадался, регулятор транскрипции обретал свободу и принимался за работу, в результате чего повышалась экспрессия соотвествующих генов.
Ранее мы рассказывали, как флуоресцентные свойства молекул могут позволять следить, например, за ходом химиотерапии у пациентов. С помощью фоторасщепляемого белка можно будет активировать и изучать самые разные процессы внутри дрожжей, бактерий, человеческих клеток и даже целых животных, считают исследователи. «Мы предлагаем новый способ изучения клеточной биологии, — заявил один из руководителей проекта, профессор кафедры химии Роберт Кэмпбелл, — я вижу в этом методе огромный потенциал для целого спектра исследовательских проектов - от изучения пути между клеткой и тканью в биологии развития до расширения возможностей геномного редактирования».
Анна Казнадзей
Британское Микробиологическое общество (Microbiology Society), которое выпускает пять научных журналов, объявило, что останавливает работу со статьями, при подготовке которых использовалось российское бюджетное финансирование или с участием авторов, аффилированных с организациями, публично поддержавшими боевые действия на территории Украины. Эта пауза продлится до момента, когда украинские микробиологи смогут безопасно продолжить работу, говорится в заявлении совета общества.