Жители США оказались склонны преувеличивать рост и силу афроамериканцев

Ученые из США и Канады установили, что американцы склонны считать молодых чернокожих людей более развитыми физически, а значит, более сильными по сравнению с молодыми белыми, даже если объективно это не соответствует действительности. Также выяснилось, что расовые предрассудки, влияющие на оценку физических данных человека в зависимости от цвета его кожи, свойственны и самим афроамериканцам. Результаты исследования опубликованы в Journal of Personality and Social Psychology.

Так называемые когнитивные искажения давно привлекают внимание ученых. Суть этого явления состоит в том, что человек зачастую судит об окружающем мире, опираясь не на рациональные выводы, а на сформированные мышлением субъективные стереотипы. Люди воспринимают реальность избирательно, охотнее принимая в расчет факты, подтверждающие их представления об истине. Когда же факты идут вразрез со сформированными убеждениями, их часто игнорируют или подгоняют под ожидаемый результат. Когнитивным искажениям подвержены все, вплоть до серьезных ученых: тому, что эта особенность мышления влияет даже на результаты строгих исследований, посвящена позапрошлогодняя редакторская колонка в Nature. Иногда подобные предубеждения способны приводить к катастрофическим последствиям.

Для американского общества особенно чувствительными являются когнитивные искажения, связанные с расовыми предрассудками. Так, существуют работы, показывающие, что чернокожие граждане страны гораздо чаще становятся жертвами насилия со стороны полиции, чем белые. Во многих случаях полицейские постфактум объясняли, что подозреваемые казались им выше, тяжелее, сильнее и опаснее, чем были на самом деле. Так, в Кливленде в 2014 году полицейский застрелил 12-летнего чернокожего мальчика с пневматическим пистолетом, приняв его за взрослого преступника. Существуют исследования, изучавшие расовые предрассудки, из-за которых образ чернокожего легче ассоциировался с оружием и вооруженным насилием, чем образ белого американца.

Авторы нового исследования решили установить, как расовые предрассудки влияют на оценку физических данных людей разного цвета кожи. Ученые провели семь экспериментов, чтобы узнать, насколько когнитивные искажения мешают адекватно оценивать физическое развитие человека. Для каждого эксперимента привлекали новых испытуемых, от 30 до 240 человек. Во всех случаях, кроме одного, добровольцами были белые американцы. Их просили назвать примерный рост или вес чернокожего или белого мужчины, оценить его «мускулистость» и силу, опираясь только на фотографию лица. Ученые использовали три набора фотографий. В первом были лица двухсот человек, о реальных физических данных которых ничего не было известно, во втором и третьем — 90 и 64 фотографии спортсменов, которых специально подобрали по росту, весу или результатам упражнений со штангой (жим лежа) так, чтобы различия были незначительными. Оказалось, что чернокожих мужчин чаще оценивают как высоких или тяжелых, чем белых: разность медиан (то есть значений, которые находятся ровно посередине между самым большим и самым маленьким) колебалась от 1,2 до 2,3 сантиметра и от 2 до 4,5 килограмма. Чернокожих также посчитали «мускулистее» (медианная оценка оказалась на 0,33 балла выше) и сильнее (на 0,45 балла в эксперименте с футболистами и на 0,51 — с пауэрлифтерами).

Ученые также проследили корреляцию между тем, насколько «мускулистым» кажется человек, и тем, как испытуемые оценивают исходящую от него угрозу по шкале от одного до восьми. Оказалось, что участники эксперимента считают афроамериканцев на 0,61 балла опаснее. При этом ответ на вопрос: «Насколько этот человек способен причинить вам физический вред, если вы с ним подеретесь?» — значимо коррелировал с оценкой «мускулистости» у белых, но не коррелировал с тем же показателем у чернокожих участников эксперимента. Кроме того, выяснилось, что чем более «африканским» кажется лицо, тем большее физическое развитие и опасность приписывают его обладателю, даже если этот человек белый. Когда опрашиваемым показывали фотографии стоящих мужчин в обтягивающей одежде, обработанные таким образом, что не было видно ни их лиц, ни цвета их кожи, результаты предыдущих экспериментов подтверждались, хотя в действительности все люди на фотографиях были белыми (но ученые сказали испытуемым, что половина из них — афроамериканцы).

Еще один эксперимент был посвящен правоприменительной практике, в нем 77 белых американцев поставили себя на место полицейского. Их попросили оценить по семибалльной шкале, насколько оправданно было бы применить силу к людям, если бы они вели себя агрессивно, но были бы безоружны. Чернокожих испытуемые «наказывали» силовыми методами охотнее, чем белых: медианная оценка оказалась выше на 0,45 балла.

Таким образом, ученые подтвердили гипотезу о том, что из-за расовых предрассудков афроамериканцы заведомо кажутся американцам более сильными, физически развитыми и опасными, чем белые, даже если это не соответствует действительности. Исследователи подчеркивают общественную значимость своих выводов: поскольку когнитивным искажениям полицейские подвержены ничуть не меньше прочих людей, то подобные предрассудки, вероятно, могут быть одной из причин злоупотребления полномочиями в отношении чернокожих граждан. Полицейские могут так же, как и опрошенные в экспериментах добровольцы, подсознательно оценивать афроамериканцев как более опасных людей.

О нарушении прав чернокожего населения США сообщается и в других исследованиях. Так, в