Крупнейший японский интернет-магазин Rakuten и американский стартап AirMap договорились о создании совместного предприятия, которое займется созданием диспетчерской системы для дронов. Как сообщает The Verge, новая диспетчерская система будет отвечать за управление полетами большого числа беспилотников в общем воздушном пространстве.
Многие компании рассматривают возможность использования дронов для существенного ускорения доставки своих товаров клиентам. Использовать беспилотники для доставки посылок планируют и различные почтовые службы. В ближайшие несколько лет это может привести к тому, что в воздушном пространстве городов окажется большое количество дронов.
Интенсивное воздушное движение беспилотников необходимо будет упорядочить, чтобы они не сталкивались друг с другом. Rakuten заинтересована в создании новой диспетчерской системы для дронов, поскольку намерена использовать беспилотники для быстрой доставки товаров до двери или окна покупателя. Доставку планируется осуществлять в течение часа после покупки.
Подробности о перспективной системе, которую будут разрабатывать Rakuten и AirMap пока не раскрываются. Между тем, как пишет Aviation Week, компания AirMap намерена стать единой диспетчерской службой для дронов в США. Для этого она намерена получить сертификат Федерального управления гражданской авиации, разрешающей управление воздушным движением.
По данным американской компании, разработанные ей алгоритмы управления дронами уже используются в 80 процентах потребительских беспилотников, включая аппараты DJI, 3D Robotics, Sensefly, Aeryon Labs и Yuneec. Благодаря такой фактически монополизации AirMap сможет контролировать полеты всех дронов на высотах до 152 метров (выше начинается зона ответственности авиадиспетчеров).
Перспективная диспетчерская система будет, как ожидается, включать в себя подробные трехмерные карты городов, для расчета безопасных маршрутов для беспилотников, а также единый интернет-сервис, который будет собирать и обрабатывать данные о полетах дронов.
Вероятнее всего AirMap удастся получить сертификат диспетчерской службы для беспилотников. Ее сервис D-NAS — система предупреждения о близких полетах дронов — уже используется 130 аэропортами США. Эта система автоматически уведомляет диспетчеров о том, что в восьмикилометровой зоне аэропорта выполняет полет беспилотник той или иной службы.
В ноябре прошлого года американская компания Near Earth Autonomy получила контракт NASA на разработку навигационных систем, которые помогут дронам справиться с так называемой «проблемой 50 футов». Такие системы позволят беспилотникам выполнять полеты вблизи земли, деревьев или зданий. Кроме того, новые системы смогут организовать плотное движение дронов на малой высоте.
«Проблемой 50 футов» называют трудности беспилотников точно определять свои координаты на высоте полета 50 футов (15 метров) или меньше. Дело в том, что для точного контроля нескольких беспилотников в одном воздушном пространстве необходима высокая точность позиционирования. Однако вблизи зданий или поверхности земли определение координат по спутниковым сигналам может становиться неточным.
Разработка новой навигационной системы ведется в рамках проекта Safe50. Прототип системы включает в себя лидар Velodyne 3D, несколько камер и систему инерциальной навигации. Все оборудование устанавливается на подвижную внешнюю подвеску, а его масса составляет около 200 граммов.
Василий Сычёв
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.