Астрономы нашли спутник у транснептуновой «Белоснежки»

Международная группа астрономов обнаружила спутник у третьего по величине транснептунового объекта (225088) 2007OR10. Статья исследователей доступна на сервере препринтов ArXiv, кратко о ней рассказывает NewScientist.

2007OR10 — это крупное небесное тело, диаметром около 1500 километров (всего лишь на треть меньше Плутона), которое сейчас находится на удалении около 87 астрономических единиц от Солнца (перигелий небесного тела составляет 33 астрономических единицы, а афелий — 101 астрономическую единицу). Объект был открыт группой Майкла Брауна в 2007 году и получил неофициальное прозвище «Белоснежка» из-за того, что его поверхность, по изначальному предположению ученых, должна была быть покрыта белым льдом. Позднее выяснилось, что небесное тело на самом деле окрашено в розоватый цвет (вероятно, из-за отложений метана).

В прошлом году исследователи изучили кривые блеска 2007OR10, полученные в рамках миссии К2 телескопом «Кеплер», и обнаружили, что объект вращается вокруг своей оси слишком медленно по сравнению с другими транснептуновыми объектами. Тогда ученые объяснили это тем, что на 2007OR10 может действовать гравитация другого небесного тела, в частности массивного спутника, и сейчас международной группе астрономов удалось подтвердить гипотезу.

Исследователи наблюдали за 2007OR10 с помощью камеры The Wide Field Camera 3, установленной на борту космического телескопа «Хаббл», и обнаружили на снимках, полученных в период с 2009 по 2010 год, присутствие спутника. Согласно оценкам астрономов, его диаметр должен составлять около 237 километров. Период вращения небесного тела вокруг 2007OR10, по предварительным рассчетам, варьируется от 35 до 100 дней, однако исследователям пока что не хватает данных для того, чтобы определить его точно.

Таким образом, теперь у всех известных на сегодняшний день транснептуновых объектов (кроме Седны), диаметром более 1000 километров, удалось обнаружить спутники. Это открытие, как считают ученые, поможет лучше понять историю Солнечной системы. По одной из версий, спутник 2007OR10 мог возникнуть в результате столкновения с другим небесным телом, а так как и у остальных подобных объектов есть луны, это может указывать на то, что раньше область за Нептуном была гораздо более «густонаселенной».

Самым крупным транснептуновым объектом является Плутон, которому недавно предложили вернуть утерянный в 2006 году статус планеты. За ним следует Эрида, наиболее далекая от Солнца карликовая планета, затем 2007OR10, Хаумеа и Макемаке. В прошлом году исследователи нашли у Макемаке спутник, который в 1300 раз бледнее карликовой планеты и удален от нее на 21 тысячу километров.