NASA разглядело индийский лунный спутник

Исследователи из Лаборатории реактивного движения NASA сумели впервые с помощью наземных инструментов увидеть космические аппараты, кружащие вокруг Луны. Согласно сообщению лаборатории, исследователи сумели немного перестроить работу крупнейшего радиотелескопа Комплекса дальней космической связи Голдстоун в Калифорнии и увидеть действующий лунный орбитальный модуль LRO и неработающий индийский спутник Chandrayaan-1.

Сегодня существует несколько способов обнаружения космических объектов, находящихся на относительно небольшом расстоянии от Земли. Для этого, например, используются электронно-оптические системы и радиолокационные станции. Однако эти инструменты не позволяют обнаруживать небольшие объекты, находящиеся на орбите вокруг Луны. Так, оптические системы зачастую не способны «разглядеть» маленькие объекты на фоне отраженного Луной солнечного света. Радиолокационные же станции не способны «смотреть» на столь большое расстояние.

Исследователи из Лаборатории реактивного движения использовали антенну радиотелескопа Комплекса дальней космической связи Голдстоун для отправки луча микроволнового излучения. Антенна диаметром 70 метров была направлена на Луну. Отраженный сигнал принимал радиотелескоп Грин-Бэнк в Западной Вирджинии, оснащенный антенной диаметром сто метров. Прием отраженного сигнала производился другим радиотелескопом, чтобы избежать взаимного влияния излучающей и принимающих станций и потери сигнала в шуме.

Обнаруженный телескопами индийский спутник Chandrayaan-1 находится на полярной орбите Луны и совершает один оборот вокруг спутника Земли за два часа и восемь минут. Аппарат находится на высоте 160 километров над лунной поверхностью. Эти данные были рассчитаны специалистами вскоре после того, как аппарат перестал передавать данные в августе 2009 года. Теперь расчетные данные были подтверждены с помощью радиотелескопов, однако выяснилось, что ученые ошибались насчет местоположения спутника на орбите; оно оказалось почти на половину цикла впереди от прежних расчетов.

Индийский спутник Chandrayaan-1 был запущен 22 октября 2008 года. Аппарат массой 1,4 тонны имеет 1,5 метра в ширину, высоту и глубину. На его борту находился лунный зонд массой около 700 килограммов. Он был запущен с лунной орбиты и врезался в поверхность Луны 14 ноября 2008 года. В результате столкновения вверх были выброшены породы, находившиеся под поверхностью Луны; Chandrayaan-1 заснял этот выброс и должен проанализировать данные и передать их на Землю. Большая часть исследования была завершена; в частности, благодаря спутнику были обнаружены молекулы воды в лунной почве.

Механические компьютеры и азбука Морзе помогут NASA изучать Венеру