На исследования затонувшего судна времен Первой мировой войны наложен запрет

Госпитальное судно «Англия» в 1914 году

Британскому госпитальному судну «Англия», подорвавшемуся на немецкой мине в ноябре 1915 года, присвоен статус военного захоронения и контролируемого памятника. Об этом сообщает издание Kent online. Теперь археологические изыскания в районе крушения без специального разрешения министерства обороны Великобритании будут преследоваться по закону.

С 1986 года в Великобритании действует законодательный акт, в соответствии с которым захоронения военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, охраняются государством. Акт распространяется на обломки судов и самолетов, потерпевших крушение на территории Великобритании в ходе военных действий после 4 сентября 1914 года. Каждый объект находится под охраной закона в течение 200 лет со дня своей гибели. На сегодняшний день особый режим посещения и исследования установлен для 79 судов и кораблей, затонувших в британских водах, в том числе для пяти немецких подводных лодок.

Акт подразумевает два типа режима охраны военных захоронений от туристов и «черных археологов»: «охраняемый объект» и «контролируемый памятник». Охраняемые объекты разрешено посещать без специального разрешения, но любое нарушение целостности обломков преследуется по закону. Контролируемые памятники запрещено посещать и в туристических, и в исследовательских целях. Любые изыскания могут проводиться только по лицензии, выданной министерством обороны, и только после проведения процедуры разминирования, при условии, что на объекте не находятся человеческие останки.

Сегодня судно «Англия» не исследуется профессионально из-за дороговизны подводных археологических раскопок. Чтобы оградить его от медленного разграбления туристами и «черными» археологами, в 2014 году группа краеведов и историков графства Кент выдвинула инициативу по введению места крушения судна под государственную охрану. Второго марта 2017 года судно было признано военным захоронением и ему был присвоен статус контролируемого памятника. 

Пассажирский паром «Англия» был построен в 1900 году для эксплуатации на линии Холихед — Норт Уолл, а с началом войны был переоборудован в госпитальное судно. Семнадцатого ноября 1915 года «Англия» подорвалась на мине, заложенной немецкой подводной лодкой UC-5 вблизи Фолкстон Харбор, когда перевозила через Ла Манш более 400 раненых британских солдат. Благодаря тому, что рядом с местом крушения оказались торпедная канонерская лодка «Хазард» и угольщик «Лузитания», с борта «Англии» удалось спасти более двухсот человек.

Первая и единственная лицензия на исследование, предоставленная в отношении судна с человеческими останками на борту после вступления закона в силу, была выдана ​​Майку Уильямсу из Общества морской археологии в 2007 году для проекта, посвященного 75-й годовщине гибели британской подводной лодки М2.


Елизавета Власова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.