NASA намерено в 2018 году заключить с американской компанией Lockheed Martin контракт на сборку первого прототипа перспективного «тихого» сверхзвукового пассажирского самолета, разработка которого ведется по проекту QueSST. Как пишет Aviation Week, в 2019 году американское агентство планирует провести критическое рассмотрение проекта самолета, а в 2020-м — впервые поднять аппарат в воздух.
Создание прототипа нового самолета станет продолжением программы QueSST, конечной целью которой является создание «тихого» пассажирского самолета, которому были бы разрешены полеты на сверхзвуковой скорости над населенной частью суши. В настоящее время такие полеты находятся под запретом, чтобы авиация не доставляла беспокойства жителям.
Согласно планам NASA, после первого полета будут проводиться дополнительные летные испытания нового самолета, а в 2021 году специалисты приступят к первым оценочным полетам QueSST. Во время таких испытаний самолет будет выполнять сверхзвуковые полеты над специальным полигоном, а измерительное оборудование и люди будут оценивать шум, который тот создает.
Разработка «тихого» сверхзвукового самолета ведется компанией Lockheed Martin по контракту NASA, заключенному в марте прошлого года. В конце февраля 2017 года NASA и Lockheed Martin приступили к продувочным испытаниям масштабной модели нового самолета. Они проводятся в аэродинамической трубе в Исследовательском центре Гленна.
Как ожидается, обычные продувочные испытания модели будут проводиться до конца апреля текущего года. Затем специалисты будут имитировать на модели работу двигателя. Для этого на модель установят специальный воздухозаборник с воздуховодом, имитирующими воздушный тракт обычного самолета.
Во время продувочных испытаний специалисты будут в первую очередь оценивать, каким образом будет изменяться воздушный поток на входе воздухозаборника в зависимости от скорости полета, угла атаки и направления. На июнь запланирована защита эскизного проекта сверхзвукового самолета.
Перспективный «тихий» сверхзвуковой самолет будет выполнен однодвигательным. Его длина составит 28,7 метра. Он получит планер, фюзеляж и крыло которого внешне напоминают перевернутый самолет. На QueSST установят обычные вертикальный киль и горизонтальные рули для маневрирования на малой скорости полета.
На верхушке киля будет установлено маленькое Т-образное оперение, которое будет «разбивать» ударные волны от носовой части и фонаря кабины пилотов. Носовая часть самолета будет значительно удлинена для уменьшения лобового сопротивления и уменьшения числа перепадов на планере, где могут образовываться ударные волны.
Длинный нос будет существенно ограничивать видимость из кабины. Визуальное ориентирование при взлете, посадке и маневрировании по взлетно-посадочной полосе летчики будут производить по изображениям, получаемым от носовой телевизионной камеры высокой четкости.
Помимо NASA и Lockheed Martin созданием «тихих» сверхзвуковых пассажирских самолетов занимаются еще несколько компаний. Так, в ноябре прошлого года американская компания Boom Technologies представила демонстратор технологий сверхзвукового пассажирского самолета XB-1. Его летные испытания планируется начать в конце 2017 года.
Длина XB-1 составляет 20,7 метра, а размах его крыла — 5,2 метра. Аппарат оснащен тремя турбореактивными двигателями GE J85-21, каждый из которых способен развивать тягу до 15,7 килоньютона. Расчетная крейсерская скорость Baby Boom составляет 2,2 числа Маха (2,7 тысячи километров в час), а дальность полета — 1,9 тысячи километров.
Демонстратор технологий получил острый «нос» и относительно невысокий киль, лишь ненамного возвышающийся над самой верхней точкой фонаря кабины пилотов. Самолет имеет узкий фюзеляж и крыло большой стреловидности по передней кромке. Аппарат оснащен трехстоечным шасси, убираемым в ниши в фюзеляже.
Василий Сычёв