В Канаде обнаружили древнейшие ископаемые микроорганизмы

Международная группа исследователей обнаружила древнейшие из известных на сегодняшний день ископаемые микроорганизмы. Они были найдены в породах Нуввуагиттук в Канаде, возраст которых оценивается в 3,7–4,3 миллиарда лет. Статья опубликована в журнале Nature.

Зеленокаменный пояс Нуввуагиттук находится на восточном берегу Гудзонова залива в канадской провинции Квебек. Он образован вулканическими породами и связанными с ними осадочными породами. Эти породы считаются самыми древними на Земле: их возраст оценивается в 3,7–4,3 миллиарда лет. Для сравнения, возраст Земли оценивается в 4,54 миллиарда лет.

Авторы новой статьи обнаружили в породе микроскопические гематитовые трубчатые структуры и нитевидные образования, морфология которых очень сходна с морфологией современных нитевидных микроорганизмов из осадков гидротермальных источников и аналогичных ископаемых микроорганизмов из более молодых пород.

Обнаруженные микроорганизмы, судя по всему, обитали под водой в гидротермальных источниках более 3,8 миллиарда лет назад — что делает их самыми древними из всех известных на сегодняшний день.

Предыдущий рекорд древности принадлежал ископаемым микроорганизмам, найденным в 2016 году в гренландской формации Исуа. Их возраст был оценен в 3,7 миллиарда лет. Кроме того, в 2015 году в цирконах (минералах вулканического происхождения) из Австралии были обнаружены изотопные признаки существования жизни: содержание углерода-13 в кристаллах графита возрастом 4,1 миллиарда указывало на их органическое происхождение. Однако эти свидетельства нельзя считать однозначными, поскольку похожие результаты могли дать некоторые химические процессы, такие как реакция Фишера-Тропша.

Точный момент возникновения жизни на Земле до сих пор не определен. Для того чтобы его оценить, ученые используют различные подходы, как основанные на анализе геномов современных организмов, так и на датировке находок палеонтологов. К примеру, существует гипотеза последнего универсального общего предка — LUCA. О том, кто такой LUCA и как биологи его ищут, можно почитать здесь.