Американские биохимики обнаружили, что железосерные кластеры, которые участвуют в клеточном дыхании и питании, также регулируют синтез новых молекул ДНК. Они предположили, что это возможно благодаря способности ДНК переносить электрический заряд. Статья об исследовании опубликована в журнале Science.
При делении клеток каждая дочерняя клетка должна получить точную копию ДНК родительской клетки, за это отвечает процесс репликации. Репликация обеспечивает точную передачу генетической информации между клетками организма и проходит в несколько этапов. Первый из этапов – инициация репликации, в ней участвует комплекс из двух ферментов, ДНК-праймазы и ДНК-полимеразы α. ДНК-праймаза синтезирует затравку – короткую молекулу РНК, с которой начинается синтез новой ДНК нити. Затем ДНК-полимераза α удлиняет эту РНК затравку и с нее начинается следующий этап репликации. Ферментный комплекс хорошо изучен, но до сих пор не до конца понятно, как регулируется работа обоих ферментов.
Авторы нового исследования предположили, что в регуляции работы белков участвуют железносерные кластеры [4Fe4S]. Они способны получать, переносить и отдавать электроны и есть у многих белков, которые играют важную роль в метаболизме клетки. Есть они и у ДНК-праймазы, и у ДНК-полимеразы α, хотя эти белки не участвуют в клеточном дыхании или получении энергии, а железо из кластера способно повредить ДНК.
С помощью методов ДН-электрохимии и серии точечных мутаций в ферметах ученые обнаружили, что когда кластер [4Fe4S] находился в окисленном состоянии, ДНК-праймаза образовывала прочную связь с молекулой ДНК, а когда железосерный кластер восстанавливал заряд, связь становилась слабой и праймаза легко отделялась от ДНК.
Исследователи использовали эту информацию, чтобы описать возможный принцип действия комплекса. Согласно предложенной модели, ДНК-полимераза α посылает электрон к праймазе, пользуясь ДНК как переносчиком заряда. После этого железосерный кластер переходит в восстановленное состояние и праймаза отделяется от ДНК, после чего полимераза начинает работать.
Интересно, что одина из авторов новой работы, Жаклин Бартон (Jacqueline Barton), в начале девяностых показала, что ДНК способна переносить заряд и, в частности, благодаря этой способности работает механизм восстановления поврежденной ДНК.
В процессе репликации ДНК еще много белых пятен, которые ждут исследования. Например, для изучения завершающей стадии репликации модельную систему сделали не так давно.
Анна Маньшина
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.