Древние люди оказались художниками-пуантилистами

Археологи обнаружили во Франции древнее изображение мамонта, выполненное в технике, напоминающей пуантилизм. Статья исследователей опубликована в журнале Quaternary International.

Пуантилизм — направление импрессионизма, возникшее во Франции в 1880-х годах. Эта манера письма подразумевает использование мелких точечных мазков для создания иллюзии большого изображения. Основателями этого стиля считаются Жорж-Поль Сёра и Поль Синьяк, его элементы также заимствовали такие известные художники, как Винсент Ван Гог, Камиль Писсаро и Рой Лихтенштейн.

Авторы новой работы обнаружили в районе Абри Селье во Франции 16 известняковых плит, относящихся к ориньякской культуре. На них с помощью высеченных в камнях точек изображены различные животные, включая мамонтов и лошадей. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст одной из плит составляет 38 тысяч лет: таким образом, по словам авторов работы, некоторое подобие пуантилизма было известно еще людям эпохи палеолита.

Примечательно, что остальные 15 плит, включая несколько с изображениями мамонтов, были обнаружены другой группой археологов еще в 1927 году. Однако тогда исследователи не смогли однозначно сказать, что на них высечено (и высечено ли что-нибудь вообще), поэтому оставили все находки на месте раскопок. Сейчас археологи провели более детальный анализ, который показал, что на них изображены животные или их фрагменты, и поместили плиты во Французский национальный доисторический музей.

Чуть ранее в этом году французские ученые сообщали о том, что они нашли в пещере Абри Бланшар, расположенной неподалеку от Абри Селье, плиту с изображением тура (древний бык), окруженного рядами точек. Возраст этого изображения также насчитывает около 38 тысяч лет. В другой пещере, Абри-Кастанет, исследователи нашли камень, на котором была высечена женская вульва, — по оценкам ученых, возраст «гравировки» также составляет 35–37 тысяч лет.

Ориньякская культура, названная по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac),

в начале ХХ века аббатом Анри Брёйлем. В узком смысле она локализуется на юго-западе Франции и соседствует там с другой культурой — с шательперроном, однако некоторые исследователи считают, что она охватывает ряд стран Западной и Центральной Европы. Ориньякская культура относится к раннему этапу позднего

, и для нее характерно относительно развитое изобразительное искусство. Кроме того, люди ориньякской культуры умели обрабатывать кость, создавать скребки и наконечники и строить долговременные жилища.