Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Найден неизвестный роман Уолта Уитмена

Уолт Уитман, фото сделано между 1855 и 1865 годами

Brady-Handy Photograph Collection / Library of Congress

Зэкери Терпин (Zachary Turpin), аспирант факультета английского языка и литературы Хьюстонского университета (Техас), обнаружил роман крупнейшего американского поэта Уолта Уитмена. Книга «Жизнь и приключения Джека Энгла» («Life and Adventures of Jack Engle») анонимного авторства появилась в 1852 году в шести выпусках нью-йоркской газеты Sunday Dispatch, но больше никогда не переиздавалась. О находке сообщает газета The New York Times.

Прозаическое наследие Уитмена (1819-1892) невелико, оно состоит, в основном, из публицистических заметок и эссе. В 1842 году Уитмен опубликовал вполне успешный дидактический роман о вреде пьянства «Франклин Эванс» (1842), но о других его беллетристических опытах ничего не было известно. Славу Уитмену принес его поэтический сборник «Листья травы», впервые опубликованный в 1855 году (поэт расширял и дополнял его до самой своей кончины).

Зэкери Терпин в рамках своей аспирантской работы занимается поиском сочинений Уитмена, напечатанных под псевдонимами. В частности, в 2015 году исследователю удалось найти ранее неизвестный трактат Уитмена «Мужское здоровье».

Несколькими месяцами позже Терпин обнаружил в архиве Уитмена упоминающихся рядом двух вымышленных персонажей из записных книжек поэта: некоего Джека Энгла и юриста с говорящей фамилией Коверт (Covert, скрытый, секретный). Терпин предположил, что Уитмен планировал поместить этих героев в какой-то рассказ. Поиск привел Терпина на сайт архива газеты The New York Times. В номере от 13 марта 1852 года он нашел рекламное объявление о том, что в газете Sunday Dispatch будет напечатана «автобиография, в которой затрагиваются философия, филантропия, пауперизм, закон, преступление, любовь, брак, мораль и т.д., присущие нашему великому городу в наши дни: в том числе нравы и порядки в пансионах, сцены из истории церкви, деятельность Уолл-стрит, живые портерты мужчин и женщин…». Автором автобиографии значился Джек Энгл.

Терпин стал искать выпуск Sunday Dispatch c началом романа Энгла и выяснил, что единственный уцелевший экземпляр хранится в Библиотеке Конгресса США, причем он до сих пор не оцифрован и не перенесен на микрофильм. Исследователь попросил библиотеку отсканировать ему первую страницу текста. Когда Терпин получил скан, то убедился, что уже в первой части романа содержатся имена, известные по записным книжкам Уитмена. У исследователя не осталось сомнений в том, что он видит перед собой неизвестный роман знаменитого поэта, причем роман городской, авантюрный и социальный: все это было востребовано читающей нью-йоркской публикой середины XIX века.

Эд Фолсом (Ed Folsom), главный редактор журнала The Walt Whitman Quarterly Review (университет Айовы), в интервью The New York Times называет роман «мастерской великого писателя». Фолсом обращает особое внимание на девятнадцатую главу книги, в которой рассказчик и главный герой Джек приходит на городское кладбище и размышляет о тех материях, о которых больше всего писал сам Уитмен: о бессмертии и о природе. После кладбищенского эпизод автор явно теряет интерес к сюжету и роману и равнодушно завершает его. По мнению Зэкери Терпина, Уитмен как будто размышлял о своем будущем главном произведении: «Должен ли это быть роман? Или пьеса с тысячью действующих лиц, говорящих разом?.. Удивительно думать, что «Листья травы» могли принять совершенно иную форму».

Роман «Джек Энгл» с 20 февраля 2017 года доступен для чтения в формате PDF на сайте университета Айовы.

Уолт Уитмен (1819–1892) до сих пор является одним из самых влиятельных американских поэтов. Его называют создателем американского свободного стиха (free verse). Свое главное произведение, «Листья травы» (Leaves of Grass), Уитмен начал писать в 1850 году, первое издание вышло в 1855 году за счет автора. По словам Уитмена, он хотел сочинить американский эпос, и, в частности, с этой целью ориентировал свое произведение на ритмические каденции, присущие английскому переводу Библии. Первоначально многие критики осудили поэму за ее, по их мнению, чрезмерно откровенную сексуальность, но ряд ведущих интеллектуалов того времени, в частности Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо, основатели философии трансцендентализма, выступили в поддержку Уитмена.

Юлия Штутина



Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.