Индийская авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Limited на выставке Aero India 2017 в Бангалоре показа полноразмерный макет своего перспективного многоцелевого вертолета. Как пишет LiveFist, новая машина полностью разрабатывается индийскими специалистами и широко использует в своей конструкции уже существующие системы. Это делается для ускорения разработки.
В настоящее время в Индии действует программа, направленная на увеличение доли национальных разработок вооружений, военной и гражданской техники. В рамках этой программы ограничивается и участие иностранных компаний в крупных индийских проектах. Разработка нового вертолета как раз ведется в рамках правительственной программы для вооруженных сил Индии и правительства.
Новый вертолет получил обозначение IMRH (Indian MultiRole Helicopter, индийский многоцелевой вертолет). Максимальная взлетная масса машины составит 12,5 тонн. На выставке в Бангалоре Hindustan Aeronautics Limited продемонстрировала макет вертолета в версии VVIP. Такие машины будут использоваться для перевозки первых лиц государства, а также глав крупных компаний.
Как ожидается, IMRH будет выпускаться в нескольких версиях, включая вертолет противолодочной борьбы, транспортник, машину медицинской эвакуации, VIP и VVIP. В транспортной версии машина сможет перевозить до 28 человек или грузы массой до 4,5 тонны. IMRH сможет развивать скорость до 275 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 500 километров.
Первый прототип вертолета планируется собрать к 2020 году и начать серийное производство IMRH в 2024-2025 году. После начала серийного производства IMRH должен будет конкурировать с несколькими иностранными вертолетами того же класса, в первую очередь российским Ми-8/17, европейским Airbus Helicopters H215M и американским UH-60 Black Hawk.
Планируют ли индийские военные постепенно заменить имеющиеся вертолеты Ми-8/17 новой многоцелевой машиной, пока неизвестно. В настоящее время ВВС Индии располагают 259 вертолетами Ми-8/17 и должны получить еще 48 таких машин.
Василий Сычёв
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.