Самолетную погодную систему приспособили к беспилотникам

Летно-исследовательский центр имени Армстронга разработал уменьшенный вариант самолетной системы сбора погодных данных и начал ее испытания на беспилотном летательном аппарате Ikhana, специальной версии ударного аппарата RQ-9 Reaper. Согласно сообщению NASA, прежде самолетные погодные датчики никогда не устанавливались на беспилотники.

Метеорологические службы сегодня для составления прогнозов используют различные погодные данные, собираемые разными способами. Речь идет, в частности, о наземных станциях и воздушных шарах с измерительным оборудованием. В США на протяжении последних 12 лет также используются самолетные погодные датчики TAMDAR.

Система TAMDAR (Tropospheric Airborne Meteorological DAta Reporting, система записи тропосферных метеорологических данных) во время полета собирает данные о температуре воздуха, давлении, силе и направлении ветра на высоте, относительной влажности, условиях обледенения, турбулентности. Эти данные имеют привязку ко времени и координатам GPS.

Благодаря данным, полученным с помощью TAMDAR, метеорологи могут довольно точно прогнозировать формирование грозовых фронтов и ураганов. Однако такие датчики используются только на пассажирских самолетах, что не позволяет собирать данные над всей территорией США. Уменьшенная версия TAMDAR, устанавливаемая на беспилотники и легкие самолеты, позволит улучшить сбор данных.

Уменьшенная система позволяет собирать все те данные, которые может собирать и обычная самолетная система. При этом TAMDAR получила некоторые улучшения. В частности, уменьшенная система получила обогреваемую воздушную трубку. Оператор беспилотника или пилот легкого самолета смогут включать обогрев при обледенении воздушной трубки.

В начале февраля текущего года NASA сообщило об обнаружении «облаков радиации» во время исследовательских полетов. Это зоны, в которых радиационный фон значительно повышен. Во время исследования самолеты NASA выполнили 213 полетов в 2013-2016 годах. Они были оборудованы системами измерения излучения в режиме реального времени.

В подавляющем большинстве полетов рост уровня радиации по мере набора высоты укладывался в норму — по сравнению с земной поверхностью уровень излучения удваивается каждые два километра. Однако в шести полетах самолеты NASA зафиксировали значительное увеличение излучения, иногда вдвое превышавшее нормальный для этой высоты фон.

В NASA полагают, что в будущем самолетам, возможно, придется облетать не только обычные погодные явления, вроде грозовых фронтов или зон турбулентности, но и «облака радиации», которые могут представлять опасность для здоровья пассажиров.

Японец изобрел хлопающий футболкой проветриватель