Летно-исследовательский центр имени Армстронга разработал уменьшенный вариант самолетной системы сбора погодных данных и начал ее испытания на беспилотном летательном аппарате Ikhana, специальной версии ударного аппарата RQ-9 Reaper. Согласно сообщению NASA, прежде самолетные погодные датчики никогда не устанавливались на беспилотники.
Метеорологические службы сегодня для составления прогнозов используют различные погодные данные, собираемые разными способами. Речь идет, в частности, о наземных станциях и воздушных шарах с измерительным оборудованием. В США на протяжении последних 12 лет также используются самолетные погодные датчики TAMDAR.
Система TAMDAR (Tropospheric Airborne Meteorological DAta Reporting, система записи тропосферных метеорологических данных) во время полета собирает данные о температуре воздуха, давлении, силе и направлении ветра на высоте, относительной влажности, условиях обледенения, турбулентности. Эти данные имеют привязку ко времени и координатам GPS.
Благодаря данным, полученным с помощью TAMDAR, метеорологи могут довольно точно прогнозировать формирование грозовых фронтов и ураганов. Однако такие датчики используются только на пассажирских самолетах, что не позволяет собирать данные над всей территорией США. Уменьшенная версия TAMDAR, устанавливаемая на беспилотники и легкие самолеты, позволит улучшить сбор данных.
Уменьшенная система позволяет собирать все те данные, которые может собирать и обычная самолетная система. При этом TAMDAR получила некоторые улучшения. В частности, уменьшенная система получила обогреваемую воздушную трубку. Оператор беспилотника или пилот легкого самолета смогут включать обогрев при обледенении воздушной трубки.
В начале февраля текущего года NASA сообщило об обнаружении «облаков радиации» во время исследовательских полетов. Это зоны, в которых радиационный фон значительно повышен. Во время исследования самолеты NASA выполнили 213 полетов в 2013-2016 годах. Они были оборудованы системами измерения излучения в режиме реального времени.
В подавляющем большинстве полетов рост уровня радиации по мере набора высоты укладывался в норму — по сравнению с земной поверхностью уровень излучения удваивается каждые два километра. Однако в шести полетах самолеты NASA зафиксировали значительное увеличение излучения, иногда вдвое превышавшее нормальный для этой высоты фон.
В NASA полагают, что в будущем самолетам, возможно, придется облетать не только обычные погодные явления, вроде грозовых фронтов или зон турбулентности, но и «облака радиации», которые могут представлять опасность для здоровья пассажиров.
Василий Сычёв
Он помогает почувствовать прохладу в жару
Японский инженер разработал персональный гаджет для охлаждения тела пользователя в жару с помощью надетой на него футболки. Устройство крепится на поясе и совершает возвратно-поступательные движения, резко отталкивая и притягивая нижний край футболки, создавая за счет движения воздуха под одеждой ощущение прохлады. Видео с демонстрацией работы устройства изобретатель выложил твиттере. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Лето 2023 года по предварительным оценкам ученых может стать самым теплым за всю историю наблюдений. И по всей видимости очень жаркая погода в скором будущем станет частью новой климатической нормы. В связи с этим инженеры ищут решения, которые бы позволили человеку поддерживать комфортную температуру тела в сильную жару. Некоторые компании предлагают встраивать вентиляторы в рюкзаки, или использовать умные ткани для одежды. Другие — использовать персональный миниатюрный кондиционер размером с мобильный телефон, работающий на элементах Пельтье. Инженер из Японии по имени Кадзуя Сибата (Kazuya Shibata) придумал свой способ спасения от жары. Он изобрел устройство, которое дергает надетую на тело пользователя футболку и таким образом охлаждает его, создавая движение воздуха под одеждой. Зачастую люди совершают подобные движения в жаркую погоду, когда хотят почувствовать прохладу, но по каким-либо причинам не могут снять с себя лишнюю одежду. Устройство представляет собой небольшую коробку, которая крепится на поясе. В верхней ее части расположен актуатор, который совершает возвратно-поступательные движения, резко отталкивая ткань футболки от тела, а потом притягивая ее обратно. Чтобы при возвратном движении ткань двигалась вместе с актуатором, она прижимается снаружи с помощью магнита. Сбоку на устройстве расположен выключатель и, по всей видимости, регулятор частоты хлопанья футболкой. Животные тоже страдают от жары, и некоторые из них выработали довольно необычные способы снижения температуры тела. Например, ехидны, чтобы охладиться в жаркую погоду выдувают из носа пузыри слизи, которые лопаются и увлажняют кончик их клюва. После этого испаряющаяся жидкость охлаждает поверхность кожи, а с ней и кровь в кровеносных сосудах под поверхностью кожного покрова.