Израильская компания Gilat Satellite Networks совместно с европейским авиастроительным концерном Airbus занялись разработкой конформного модуля спутниковых антенн, который не будет выступать за пределы планера самолета. Как пишет Aviation Week, создание конформного модуля позволит немного снизить лобовое сопротивление перспективных самолетов, а значит повысить их топливную эффективность.
Подавляющее большинство современных самолетов оснащено системами спутниковой связи. Такие системы комплектуются собственными антенными модулями, причем некоторые из таких антенн выполнены подвижными для поддержания наилучшего качества связи. Для того, чтобы связь была надежной, антенны, как правило, размещают в верхней части самолета.
Если спутниковую антенну установить внутри фюзеляжа, связь со спутников или не удастся установить вовсе, или она будет нестабильной и на небольшой скорости. По этой причине антенны размещают за пределами корпуса в специальном радиопрозрачном обтекателе, выпирающем над поверхностью фюзеляжа. Такой обтекатель создает дополнительное лобовое сопротивление в полете.
Испытания нового конформного антенного модуля планируется провести на транспортном самолете CASA C-295, выпускаемом Airbus в Испании. Как ожидается, этот самолет, построенный по схеме высокоплана, получит антенны, встроенные в передний и задний обтекатели центроплана. Антенны будут работать в Ka-диапазоне волн (18,3-31 гигагерц).
Антенны будут оснащены блоками приема-передачи, обработки и усиления сигнала. Спутниковый антенный блок будет соединен с бортовым оборудованием самолета. Как ожидается, завершить разработку модуля и провести его летные испытания планируется в течение четырех лет. Во время летных испытаний разработчики будут проверять качество спутниковой связи.
Разработка нового модуля ведется в рамках масштабной европейской программы Clean Sky 2, подразумевающей разработку экологичного, экономичного и быстрого воздушного транспорта. Хотя вклад конформного спутникового модуля в общую экономию топлива при полете самолета будет невелик, наряду с другими техническими решениями он позволит сделать новые летательные аппараты на 10-15 процентов экономичнее.
В числе других проектов, разрабатываемых в рамках программы Clean Sky 2, — двигатель с открытым винтовентилятором, гибридные самолеты, различные дополнительные обтекатели для корней крыльев, хвостового оперения и стоек шасси, а также завихрители потока для участков планера, где необходимо преобразовывать ламинарный пограничный слой воздушного потока в турбулентный.
Василий Сычёв