Гордость оказалась эволюционным способом набить себе цену

Международная коалиция психологов пришла к выводу, что чувство гордости могло выполнять важную функцию в ходе эволюции обществ. По мнению ученых, совершая поступки, вызывавшие уважение окружающих, люди мотивировали их делиться благами. Исследование, в котором приняли участие жители четырех континентов, опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В древности наши предки очень сильно зависели от членов группы, в которую входили. Чтобы иметь возможность выжить и продолжить свой род в условиях ограниченного доступа к еде и высокой заболеваемости, первобытные люди были вынуждены полагаться на помощь других. Как следствие, это способствовало развитию поведения, которое побуждало бы окружающих делать выбор в пользу конкретного индивида.

Сегодня выделяют две основные стратегии, которые позволяют человеку или животному получить поддержку со стороны других членов группы, — это агрессия и альтруизм. Несмотря на то, что первая модель поведения довольно распространена в животном мире, в ходе эволюции в доисторическом обществе важную роль играло просоциальное поведение. Исследователи предполагают, что когда предки людей достигли определенной ступени когнитивного развития и стали охотниками-собирателями, они должны были приобрести новые адаптационные механизмы, которые способствовали бы повышению ценности индивида для окружающих и, как следствие, готовности окружающих делиться с ним ресурсами и оказывать ему помощь. По мнению авторов новой работы, таким механизмом могло стать чувство гордости.

Ученые говорят о том, что гордость служит своего рода «нейровычислительной программой», которая возникла в ходе естественного отбора. Именно гордость подталкивает людей к действиям, за которые их будут уважать члены группы — со всеми вытекающими из этого преимуществами. Однако чтобы это было возможно, человеку в принципе необходимо понимать, что именно и до какой степени ценят окружающие. Это позволит ему определить, какие поступки стоит совершать, а какие — нет (в том числе и с точки зрения выгоды).

Исходя из этого психологи выдвинули гипотезу, что чувство гордости, которую испытывает индивид за собственные действия, должно быть тесно связано с тем, насколько окружающие ценят определенные поступки и качества. Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи провели эксперимент. В нем приняли участие около двух тысяч добровольцев из 16 стран.

Ученые предложили испытуемым 25 сценариев, в которых были показаны образцы поведения или черты, которые, с эволюционной точки зрения, позволяют добиться расположения других. Среди них было владение определенными навыками, надежность, щедрость и физическая привлекательность. Одну группу участников попросили оценить, насколько они были бы горды собой, если бы обладали этими качествами, а другую — насколько хорошо они бы отнеслись к человеку, обладающему этими чертами и навыками.

Выяснилось, что в каждой стране гордость оказалась тесно связана с одобрением окружающих (среднее значение коэффициента корреляции — 0,82). При этом исследователи заметили, что в большинстве случаев разные сценарии вызывали примерно одинаковую степень одобрения (средний коэффициент корреляции — 0,81) и что наиболее ценные качества в большинстве стран совпадают (средний коэффициент корреляции — 0,75). Дополнительное исследование также показало, что с одобрением окружающих связана именно гордость, а не другие позитивные эмоции  — счастье, возбуждение или удовольствие.

Результаты эксперимента, по мнению психологов, доказывают, что гордость возникла в ходе эволюции общества для того, чтобы помочь человеку повысить свою значимость с наибольшей выгодой. Особенно стоит отметить, что психологам удалось найти межкультурные сходства: если бы гордость не была адаптационным механизмом, то оценки добровольцев из разных стран сильно бы отличались. Авторы работы также предполагают, что такие чувства, как стыд, гнев и благодарность, могли развиться аналогичным образом для повышения собственного благосостояния.

Сегодня исследователи изучают не только процессы, происходившие в ходе эволюции древних людей, но и изменения, затрагивающие наших современников. Недавно ученые провели крупный анализ ДНК британцев, который показал, как на них подействовал естественный отбор. Выяснилось, что за последние две-три тысячи лет среди жителей Великобритании распространились варианты генов, связанных с более высоким ростом, а также мутация, позволяющая усваивать молоко в любом возрасте.