Фонд Цукерберга с женой нанял первых ученых для поиска лечения всех болезней

Институт биомедицинских исследований Chan Zuckerberg Biohub основателя и исполнительного директора Facebook Марка Цукерберга и его жены, педиатра Присциллы Чан нанял первых 47 сотрудников. На это ушло более 50 миллионов долларов, пишет Science.

Учреждение создано в рамках некоммерческого фонда Chan Zuckerberg Initiative, который супруги основали после рождения дочери в ноябре 2015 года. Заявленной конечной целью инициативы является поиск способов «лечить, предотвращать или контролировать все заболевания до конца текущего столетия». При основании проекта Цукерберг и Чан обязались вложить в него 99 процентов своих средств, что на данный момент превышает 40 миллиардов долларов. В сентябре 2016 года они объявили, что в течение последующих 10 лет пожертвуют проекту три миллиарда долларов.

Chan Zuckerberg Biohub должен объединить ученых из Стэнфорда, Калифорнийских университетов в Беркли и Сан-Франциско. Его первыми исследовательскими проектами должны стать создание клеточного атласа и изучение инфекционных заболеваний. По замыслу, работающие в институте ученые должны заниматься наименее исследованными областями биологии и медицины, на что обычно не выделяют гранты из-за непредсказуемости результатов.

«Мы просим ученых предлагать свои самые рискованные идеи... В атмосфере Кремниевой долины царит творческая анархия, и мы хотим этим воспользоваться», — пояснил Nature один из руководителей Biohub Стивен Куэйк (Stephen Quake).

В состав первых 47 сотрудников вошли как признанные эксперты в разных научных областях, так и молодые ученые. Они могут вести исследования и на базе лабораторий в своих вузах, и в арендованном и оснащенном Biohub здании. По условиям договора, каждый из них будет получать в среднем по 300 тысяч долларов в год в течение пяти лет (это сопоставимо с исследовательским грантом Национальных институтов здоровья в США — главного спонсора биомедицинских исследований в стране).

Для продвижения открытой науки все исследователи должны будут выкладывать препринты своих публикаций в открытый доступ. Также обсуждается вопрос о полной оплате рецензированных работ в научных журналах, чтобы все они были доступны бесплатно. При этом ученым разрешено подавать заявки на патенты, права на которые разделят Biohub и основные места работы исследователей.

У инициативы Цукерберга и Чан уже появилось немало критиков. Они отмечают, что ведущие спонсоры биомедицинских исследований тратят на них значительно больше 100 миллиардов долларов в год, но лечения всех болезней не предвидится даже в далекой перспективе.

Chan Zuckerberg Initiative — не первый акт благотворительности супругов. К 2015 году общая сумма их пожертвований на разные цели составила 1,6 миллиарда долларов. Помимо Цукерберга и Чан безвозмездным финансированием медицинских исследований и здравоохранения занимаются и другие успешные представители ИТ-бизнеса. Наиболее известным благотворителем в этой области является Фонд Билла и Мелинды Гейтс, основанный в 2000 году.