Шведская авиакомпания BRA провела испытания пассажирского турбовинтового самолета ATR 72-600, заправленного смесью обычного авиационного топлива (55 процентов) и горючего, сделанного из использованных кухонных жиров (45 процентов). Как сообщает Defense Aerospace, самолет выполнил перелет из Стокгольма в Умео (около 600 километров). Испытания прошли полностью успешно.
Сегодня некоторые авиакомпании рассматривают возможность заправки самолетов биотопливом. Считается, что оно гораздо экологичнее традиционного авиакеросина. Кроме того, авиакомпании полагают, что по мере формирования спроса на такое горючее его стоимость будет снижаться и довольно быстро опустится ниже цен на авиакеросин.
При этом просто перейти на использование нового вида топлива невозможно. Прежде, чем начать заправлять им рейсовые самолеты, необходимо убедиться, что топливная система и двигатели с новым горючим работают точно так же, как и с обычным. Это можно выяснить только проводя испытания. Параллельно испытатели выясняют, как сказывается новое топливо на ресурсе двигателей.
Пассажирский самолет ATR 72-600 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями, способными развивать мощность до 2,05 тысячи киловатт. Самолет пассажировместимостью 78 человек способен выполнять полеты на расстояние 1,3 тысячи километров на скорости до 509 километров в час.
Когда именно самолеты компании BRA начнут выполнять регулярные рейсы на биотопливе, пока неизвестно. Согласно действующему плану, компания намерена за счет использования биотоплива сократить вдвое выбросы вредных веществ к 2025 году. Все необходимые испытания и исследования ведутся в рамках масштабной программы правительства Швеции по сокращению вредных выбросов транспортом.
Эта программа подразумевает полный отказ от использования ископаемых видов топлива. Сроки отказа пока точно не определены. Несколько шведский организаций в настоящее время ведут исследование технологий производства новых видов топлива. В частности, биотопливо планируется производить из древесины.
В настоящее время леса покрывают чуть больше половины площади Швеции, или около 230 тысяч квадратных километров. Ежегодный прирост леса в стране составляет около 120 миллионов кубометров. По предварительным оценкам властей, в случае перевода всего транспорта страны на биотопливо из древесины уменьшит прирост леса только на два процента, или 2,4 миллиона кубометров.
Между тем, американская авиакомпания United Airlines уже использует биотопливо для заправки пассажирских самолетов. С марта прошлого года лайнеры перевозчика, заправленные биотопливом, выполняют полеты по маршруту Лос-Анджелес — Сан-Франциско. В баки самолетов заливается смесь обычного горючего и биотоплива на основе гидроочищенных эфиров и жирных кислот.
Василий Сычёв
Достроят его в конце 2025 года
На петербургском Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол «Якутия» — третий из пяти запланированных ледоколов проекта 22220, которые должны заменить в Северном ледовитом океане советские атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». О спуске на воду сообщил телеграм-канал Балтийского завода. Ледоколы проекта 22220 (тип ЛК-60Я) разрабатывает конструкторское бюро «Айсберг». Главная их особенность и отличие от советских атомоходов — двухосадочность. На борту судов этого типа есть балластные цистерны. При работе в океане цистерны заполняются водой и осадка составляет 10,5 метра. Если нужно зайти в устье сибирской реки — например, Енисея — цистерны опустошаются и осадка уменьшается до 8,55 метра. В советское время для двух этих задач пришлось построить два типа атомных ледоколов. «Арктика» и ее «одноклассники» работали в океане, а «Таймыр» и однотипный с ним «Вайгач» благодаря малой осадке могли заходить в реки, где они встречали караваны судов для проводки по Северному морскому пути. На ледоколах проекта устанавливаются два водо-водяных реактора РИТМ-200 мощностью по 60 мегаватт. Перегрузка топлива для них требуется один раз в семь лет. Водоизмещение судна составляет 33,5 тысячи тонн при длине 173,3 метра и ширине 34 метра. Скорость ледокола — до 22 узлов (41 километр в час) по чистой воде. При проводке судов он сможет преодолевать лед толщиной до 2,9 метра. Первое судно проекта 22220 — атомный ледокол «Арктика» — было спущено на воду в 2016 году, а годом позднее на воду спустили судно «Сибирь», в 2019 году спустили на воду «Урал», а 2020 году «Арктику» официально включили в состав флота. «Якутия» была заложена на Балтийском заводе в конце мая 2020 года, спущена на воду 22 ноября 2022 года, а строительство планируется закончить в декабре 2025 года. Предполагаемый срок службы ледокола — 40 лет. На том же Балтийском заводе в 2018 году была построена плавучая атомная станция «Академик Ломоносов» с двумя реакторами электрической мощностью до 35 мегаватт каждый и тепловой — до 150 мегаватт. Сейчас она обеспечивает теплом и электроэнергией Чукотку.