Найден белок возрастом 195 миллионов лет

Китайские ученые обнаружили следы белка в останках люфенгозавра (Lufengosaurus), жившего примерно 195 миллионов лет назад. Исследователи подтвердили наличие фрагментов коллагена (белка соединительной ткани) в одном из ребер динозавра. Ранее ученые находили органические компоненты только в окаменелостях более «молодых» ящеров, возрастом 70-80 миллионов лет. Исследование опубликовано в Nature Communications.

Во время процесса фоссилизации органические ткани погибшего животного разрушаются, а пустоты скелета заполняются минеральными соединениями (например, соединениями железа или кальция) и постепенно превращаются в окаменелости. В редких случаях неорганические соединения образуют вокруг мягких тканей непроницаемую «капсулу», которая предохраняет ткани от разложения. Так, ученые находили сохранившиеся компоненты соединительной ткани и кровеносных сосудов в окаменелостях динозавров, обитавших на Земле 70-80 миллионов лет назад (1, 2, 3). Авторы нового исследования идентифицировали компоненты соединительной ткани в остатках динозавра возрастом 190-197 миллионов лет.

Ребра взрослых организмов состоят из компактной костной ткани, через которую проходят Гаверсовы каналы, содержащие кровеносные сосуды и нервы. С помощью инфракрасной спектроскопии и конфокальной рамановской микроскопии авторы исследования обнаружили в пустотах, образовавшихся на месте кровеносных сосудов, фрагменты коллагена и частицы гематита. По мнению ученых, гематит (оксид трехвалентного железа) частично образовался из гемоглобина — белка, содержащегося в клетках крови и связывающего ионы железа. Авторы исследования считают, что гематит помог «законсервировать» и сохранить коллаген, содержавшийся в Гаверсовых каналах ребра люфенгозавра.

Ящеры из рода люфенгозавров обитали на территории современного Китая в начале юрского периода (200-174 миллиона лет назад). Они относились к подотряду завроподоморфов, травоядных ящеров, представители которого отличались огромными размерами, толстыми конечностями и длинными шеей и хвостом. По сравнению с другими завроподоморфами, люфенгозавры отличались довольно скромными размерами. По современным оценкам, их длина была около шести метров, вес — примерно 1,7 тонн.