Национальное управление по безопасности движения на австострадах (NHTSA) США завершило расследование гибели водителя электромобиля Tesla Model S, в режиме автопилота въехавшего под полуприцеп тягача. По итогам расследования, специалисты пришли к выводу, что винить в смерти водителя неисправность автопилота электромобиля или компанию Tesla Motors нельзя.
Авария с гибелью водителя Tesla Model S произошла в мае прошлого года. Перед электромобилем, ехавшим в режиме автопилота, на перекрестке выехал тягач с полуприцепом. Предполагалось, что радар электромобиля полуприцеп «не увидел», поскольку его угол возвышения был специально занижен, чтобы машина не реагировала торможением на различные низкие объекты, например, арки мостов.
Вскоре после аварии некоторые американские специалисты высказывали предположение, что причиной гибели водителя стал именно автопилот Tesla Model S, в алгоритме работы которого могли содержаться ошибки. Майский инцидент с Tesla стал первым случаем гибели водителя этого электромобиля. Аварии с участием Tesla случались и раньше. В них водители винили неправильную работу автопилота.
В ходе расследования, проведенного NHTSA, специалисты получили от компании Tesla Motors информацию о работе автопилота и системах, которые он использует для ведения машины. Кроме того, были проведены несколько испытаний автопилота электромобиля. Расследование велось с использованием версии автопилота, актуальной на момент аварии (с тех пор Tesla Motors обновила программное обеспечение машин).
Во время испытаний специалисты выяснили, что использование автопилота в электромобилях Tesla всегда сопровождается множеством предупреждающих сообщений. В частности, в момент включения автопилота на приборной панели загорается предупреждение, что водитель должен сохранять внимательность и не убирать руки с руля.
Кроме того, в режиме автопилота Tesla постоянно проверяет реакцию водителя на окружающую обстановку. В частности, это делается с помощью небольшого маневрирования в пределах полосы, а также замером сопротивления на руле. Периодически Tesla незначительно поворачивает рулевое колесо и, если руки водителя на руле, получает с датчиков данные об испытываемом сопротивлении.
Если машина определяет, что в режиме автопилота руки водителя не находятся на руле, она подает тихий звуковой сигнал. Если после этого водитель не реагирует, звуковой сигнал становится громче и звучит дольше. Если и после этого реакции водителя не последует, машина начнет замедляться. Когда водитель возвращает руки на руль, автопилот возвращается в обычным режим ведения.
К слову, в новой версии программного обеспечения Tesla, устанавливаемой с октября прошлого года, введена функция автоматической блокировки автопилота. Если водитель проигнорирует все предупреждения машины и положит руки на руль, когда машина уже начнет замедляться, автопилот выключится и его нельзя будет включить до конца поездки.
По итогам расследования специалисты NHTSA пришли к выводу, что автопилот электромобилей Tesla является лишь системой помощи водителю в ведении машины, а не автономной системой, на которую можно полностью положиться. При этом в ведомстве отметили, что во время расследования не обнаружили никаких признаков неправильной работы автопилота в момент аварии.
В ноябре прошлого года Tesla Motors опубликовала видеозапись окружающего пространства, которое «видит» ее электромобиль в режиме автопилота. Во время поездки система распознает сотни элементов на изображении: дорожные разметка и знаки, светофоры, пешеходов и другие автомобили и даже смазываемый во время движения фон.
Как именно работает алгоритм распознавания и приоритезации обнаруженных объектов, Tesla Motors не раскрывает. На опубликованной видеозаписи, двойная сплошная линия на дороге отмечается красным, одинарная линия, разделитель полос, а также разметка обочины выделяются фиолетовым.
Объекты в поле зрения автопилот помечает синими прямоугольниками, а те из них, которые находятся на траектории движения машины, система отмечает зелеными. Дорожные знаки помечаются автопилотом фиолетовыми прямоугольниками. Наконец, размытые в движении объекты система помечает зелеными штрихами.
В состав оборудования автопилота Tesla входят камера переднего обзора, радиолокационная станция и ультразвуковые датчики контроля периметра. При этом другие автопроизводители занимаются созданием собственных версий автопилота. Например, гугломобили полагаются на трехмерную карту пространства, формируемую лидаром, и сопоставляемую с картой, заранее заложенной в базу данных машины.
Подробнее о перспективных системах автопилота вы можете прочитать в нашем материале.
Василий Сычёв
Компания «КАМАЗ» представила полностью беспилотный гибридный самосвал «Юпитер-30», в котором нет кабины водителя. В нем используется гибридная силовая установка с двигателем внутреннего сгорания, вырабатывающим энергию для двух электродвигателей. После настройки и испытаний на полигоне компании прототип проверят работой в угольном разрезе на Кузбассе.