Археологи нашли похожую на кулон Анны Франк подвеску

Израильские, польские и нидерландские археологи во время раскопок в лагере смерти Собибор на юго-востоке Польши обнаружили кулон, на котором были выгравированы дата и название города, слова на иврите и звезды Давида. По-видимому, он принадлежал девочке-еврейке, Каролине Кон, предположительно убитой в Собиборе. Идентичный кулон, но с другой датой рождения, принадлежал Анне Франк, написавшей знаменитый «Дневник» о жизни еврейской семьи в укрытии после того, как нацисты завоевали Нидерланды. Сообщение о находке опубликовано в Haaretz, также о нем сообщает The History Blog.

Лагерь смерти Собибор был основан нацистами весной 1942 года для массового уничтожения евреев, живших на территории Польши. Он функционировал полтора года, до осени 1943; за это время в лагере было убито около 250 000 евреев. Большинство из депортированных в Собибор евреев умерщвлялось в день приезда в газовых камерах, немногих заключенных оставляли в живых и использовали в лагерных работах, в том числе для перевозки и захоронения трупов убитых. В октябре 1943 года заключенные подняли в лагере восстание, многим заключенным удалось бежать, но вскоре большинство из них были пойманы нацистами, устроившими облавы на беглецов. Часть бывших узников лагеря выдали немцам местные жители. До конца войны дожили 53 (по другим данным 47) участников восстания. После побега заключенных лагерь был закрыт и уничтожен.

Археологи из Израильского управления древностей, а также их польские и нидерландские коллеги проводили раскопки в Собиборе с 2007 года. За время раскопок ученые обнаружили фундаменты газовых камер, платформу железнодорожной станции, на которую привозили депортированных людей и множество артефактов, принадлежавших казненным.

В 2016 году исследователи нашли строение, где женщин, привезенных в лагерь, раздевали и брили им головы перед тем как отправить в газовую камеру. Здесь, помимо других артефактов, археологи обнаружили ожерелье со звездой Давида, женские часы и металлический медальон, покрытый стеклом, на котором сохранилось изображение Моисея. Также ученые нашли кулон, на котором была выгравирована дата — 3.7.1929, название «Франкфурт-на-Майне» и надпись на иврите «Мазаль Тов» (буквально «хорошее везение»; фраза, которая используется для поздравления в честь какого-то события). На обратной стороне кулона были выгравированы три звезды Давида и ивритская буква «ה», символизирующая имя Бога.

После изучения базы данных Яд Вашем, исследователи предположили, что кулон принадлежал Каролине Кон, которая родилась в Франкфурте-на-Майне 3 июля 1929 года и была депортирована в Минское гетто 11 ноября 1941 года. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Также исследователи выяснили, что идентичный кулон, но с другой датой рождения (12 июня 1929), принадлежал Анне Франк. О существовании других подобных артефактов ученые не знают. По-видимому, кулоны делались на заказ и существовали в единичных экземплярах.

Сейчас, исследователи из Яд Вашем разыскивают родственников Каролины Кон или тех, кто знает женщину по имени Софи Колман. Она внесла запись о Каролине Кон в базу данных Яд Вашем в 1978 году.

Покорители неба