Предкам помидоров оказалось больше 50 миллионов лет

Американские и аргентинские ученые пришли к выводу, что растения из семейства пасленовых (Solanaceae) появились значительно более 50 миллионов лет назад, еще до разделения суперконтинента Гондваны. Такие данные были получены при изучении двух окаменелостей, найденных в Патагонии. Результаты работы опубликованы в журнале Science.

Семейство пасленовых включает около 100 известных родов, включающих примерно 2500 видов растений. Среди них есть как ядовитые (например, дурман, белена и красавка), так и важнейшие сельскохозяйственные культуры — помидоры, картофель, баклажаны, физалис, табак и другие. По оценкам, сделанным молекулярными методами, это семейство появилось от 35 до 51 миллиона лет назад и достигло существенного разнообразия значительно позже. Например, считалось, что возраст рода физалис не превышает 11 миллионов лет.

Сотрудники Университета Пенсильвании с коллегами изучили окаменелые останки двух плодов, обнаруженные в провинции Чубут на юге Аргентины. Эти окаменелости содержали хорошо различимые пятилопастные чашечки с плодоножками, которые по своему строению и рисунку сосудов оказались аналогичны оболочкам современных физалисов. В одной из находок присутствовал и окаменевший плод.

Хорошая сохранность окаменелостей позволила однозначно отнести их к роду физалис (ископаемый вид получил название Physalis infinemundi). Изотопное датирование показало, что находке примерно 52,2 миллиона лет. Таким образом, в это время семейство пасленовых не только существовало, но и достигло определенного разнообразия.

«Физалис находится у окончания эволюционного дерева своего семейства, а значит, пасленовые в целом, вопреки существующей точке зрения, значительно старше 52 миллионов лет», — пояснил один из авторов работы Питер Уилф (Peter Wilf).

Местность, где были обнаружены окаменелости, во время роста P. infinemundi представляла собой берега вулканического озера. В силу этого исследователи предположили, что характерная для физалисов легкая оболочка, покрывающая плод, могла стать эволюционным приспособлением, обеспечивающим плавучесть семян.

Недавно в Канаде были обнаружены самые древние из известных окаменевших фрагментов сосны. Возраст находки составил от 133 до 140 миллионов лет. А наиболее древними из обнаруженных окаменелостей наземных организмов оказались грибы возрастом около 440 миллионов лет.

За прошедший год россияне стали больше интересоваться наукой