Климатологи из США и Бразилии опубликовали результаты 16 лет спутниковых наблюдений за грозами на Земле. Исследование позволило указать на области с самой большой частотой ударов молний. Рекордсменом оказалось озеро Маракайбо в Венесуэле — ночные грозы на нем развиваются в среднем 297 дней в году. Спутниковые данные показывают, что средняя частота ударов молний на площади в квадратный километр может достигать нескольких десятков тысяч раз в год или около 90 молний в день. Исследование опубликовано в Bulletin of the American Meteorology Society, кратко о нем сообщает Science.
Грозы развиваются в тех местах, где холодный фронт проходит над разогретой поверхностью. Возникают условия для конвекции, которая приводит к разделению зарядов в облаках. Молния — последствия попытки заряда компенсироваться, соединившись проводящим плазменным каналом с областью с противоположным зарядом. На частоту развития гроз влияет рельеф местности. В частности, важным фактором является наличие рядом горных хребтов.
Масштабные исследования частоты ударов молний на Земле связаны с запуском спутника NASA Tropical Rainfall Measuring Mission, на борту которого располагалась специальная камера, способная фиксировать не только ночные, но и дневные грозы. Прибор LIS (Lightning Imaging Sensor) собирал данные с ноября 1997 года по апрель 2015, после чего был отключен. Спутник обращался над экваториальными областями, от 38 градусов южной широты, до 38 градусов северной широты. Каждую точку этой полосы аппарат наблюдал до 10 минут в день в течение трех-шести 90-секундных сеансов.
Авторы новой работы впервые публикуют результаты анализа данных сверхвысокого разрешения, порядка одной десятой градуса дуги. Это соответствует пространственному разрешению гроз с точностью порядка 10 километров. По словам ученых, такая высокая точность позволила вернуть Маракайбо статус места Земли с самой высокой частотой ударов молний — предыдущие исследования, использовавшие данные меньшего разрешения, указывали на Конго в качестве «рекордсмена».
Ученые указали 500 областей Земли, где частота ударов молний превышает 50 ударов в год на квадратный метр. Важно подчеркнуть, что это число соответствует количеству вспышек, которые «увидел» аппарат за 10 минут наблюдений каждый день. В действительности эта величина может быть на два порядка выше. Ознакомиться со списком можно в приложении (PDF) к научной статье.
Почти половина этих мест располагается в Африке, с пиковой частотой во впадине Конго. Также молнии часто бьют в прибрежных областях Кубы, Саудовской Аравии и Йемена. Большая доля мест-рекордсменов относится к горным регионам: Анды, Сьерра-Мадре, высокогорья Камерунской линии, горы Митумба, Гималаи и горные хребты Индонезии и Папуа Новой Гвинеи.
Долгосрочные наблюдения также позволили выяснить, что грозы на суше чаще происходят после полудня, в дневное время. Молнии над водой чаще возникают ночью и в среднем бьют реже, чем на суше. Кроме того, наибольшая частота ударов молний фиксируется во время лета в северном полушарии. Интересно, что область-рекордсмен оказалась исключением во всех этих правилах. Чаще всего молнии озера Маракайбо фиксируются над водной поверхностью, между полночью и ранним утром, поздней осенью и весной.
Авторы отмечают, что несмотря на неполное покрытие поверхности Земли спутником, вряд ли он пропустил какие-то области с большой частотой молний. В экваториальных районах грозы могут бушевать в течение всего года, а в высоких широтах — всего полгода.
Ранее физики из Университета Флориды сообщили о получении самых детальных снимков распространения грома от удара молнии. Для этого ученые искусственно вызывали молнии, запуская ракету в грозовое облако.
Владимир Королёв
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.