В «черных курильщиках» нашли шесть новых видов животных

Морские биологи описали шесть новых видов беспозвоночных животных, живущих в «черных курильщиках» на дне Индийского океана. Статья опубликована в журнале Nature.

«Черные курильщики», или гидротермальные источники, находятся в осевых частях срединно-океанических хребтов. Они образуются в результате взаимодействия раскаленной мантии, находящейся в таких хребтах очень близко к поверхности, и ледяной океанической воды, проникающей в кору через трещины. Источники извергают воду с температурой до 400 градусов, из которой при охлаждении выпадают сульфиды металлов (железа, меди и никеля), окрашенные в черный цвет. Из них образуются трубы «черных курильщиков», достигающие в высоту нескольких десятков метров. Сульфиды, которыми богаты гидротермальные источники, используют хемосинтезирующие бактерии. Бактерии, в свою очередь, служат основной для уникальных экосистем «черных курильщиков».

В 2011 году команда морских экологов под руководством Джона Копли (Jon Copley) из Саутгемптонского университета в Англии отправила дистанционно управляемую подводную лодку изучать жизнь «черных курильщиков» Западно-Индийского срединно-океанического хребта. Этот хребет длинной около 4 тысяч километров находится в юго-западной части Индийского океана, и ученым до сих пор не было известно, какие живые существа обитают в его гидротермальных источниках.

Подводная лодка изучала скопление гидротермальных источников под названием Longqi, или «Дыхание дракона» — участок Западно-Индийского хребта размером с футбольное поле на глубине около 2800 метров. Первые фотографии этого скопления были получены в 2007 году. В 2011 году Китайское объединение по исследованию и освоению минеральных ресурсов океана (COMRA) получило лицензию на проведение разведывательных работ в этой области. После окончания разведывательных работ COMRA сможет проводить в скоплении полноценную добычу полиметаллических сульфидных руд — богатых различными металлами (в том числе медью, золотом и свинцом) руд, образующихся в активных «черных курильщиках». Поэтому экспедиция Джона Копли, возможно, была последним шансом изучить животных, населяющих «курильщики» Западно-Индийского хребта — до того, как она исчезнет в результате строительства глубоководных шахт.

Всего были собраны образцы 21 вида животных. Некоторые из них ранее были уже найдены в гидротермальных источниках других срединно-океанических хребтов, однако шесть видов оказались совершенно новыми. Авторы статьи в Nature описали эти новые виды, дав им названия и определив таксономическую принадлежность.

В числе новых видов оказался двустворчатый моллюск, два вида брюхоногих моллюсков, краб и два вида многощетинковых червей (полихет).

Экосистемы, подобные экосистеме «Дыхание дракона», включают самых разнообразных беспозвоночных животных (моллюсков, ракообразных, червей, погонофор), многие из которых встречаются только в «курильщиках» и имеют уникальные черты. Например, многощетинковый помпейский червь, живущий в гидротермальных источниках Тихого океана и способен переносить температуры до 80 градусов. А брюхоногий моллюск Crysomallon squamiferum, обитающий в «курильщиках» Индийского океана, использует для построения внешнего скелета сульфиды железа — вместо карбоната кальция, который используют все остальные моллюски.