Ученые подтвердили существование малярии в Римской империи

Итальянские и канадские ученые подтвердили, что римляне болели малярией еще в эпоху Римской империи, в I-III веках нашей эры. Исследователи обнаружили в останках, найденных в древних захоронениях, ДНК паразита Plasmodium falciparum, вызывающего малярию у людей. Исследование опубликовано в Current Biology.

Ученые предполагают, что малярия возникла в Тропической Африке сначала у птиц и млекопитающих, включая шимпанзе и горилл, а затем болезнь передалась и людям. Как показали недавние исследования ДНК из захоронений, от нее страдали древние египтяне. Малярия была известна и в Древней Греции, «отец медицины» Гиппократ связывал возникновение болезни с климатическими и природными условиями и описывал ее симптомы. Во времена Римской империи эпидемии малярии вспыхивали в болотистых местностях и прибрежных районах Италии, некоторые историки считают, что она стала одной из причин падения Западной Римской империи в V веке. Однако до сих пор исследователи находили только косвенные доказательства существования малярии в древнем Риме: в литературных источниках и по исследованиям скелетов. Также был неизвестен возбудитель болезни.

Авторы новой работы исследовали ДНК, полученную из зубов римлян, которые жили в I-IV веках. Ученые отобрали останки 58 древних жителей Римской империи, похороненных в трех городах в Южной и Центральной Италии, два из которых были расположены в прибрежных районах, а третье — в долине реки. В зубах двух человек, которые жили в I-II веках в селениях Велия и Ваньяри в Южной Италии, исследователи обнаружили фрагменты митохондриальной ДНК одноклеточного Plasmodium falciparum, возбудителя самой опасной формы малярии. В настоящий момент авторы статьи не могут сказать, вызывал ли болезнь местный подвид плазмодия или возбудителя периодически завозили из других стран.

«Наши данные подтверждают, что, по-видимому, возбудителем малярии был вид Plasmodium falciparum. Болезнь затрагивала людей, живших в разном экологическом и культурном окружении. Эти результаты вызывают новые вопросы, в частности, насколько широко был распространен этот паразит и насколько тяжелые последствия вызывала болезнь в разных районах Италии времен Римской империи», — говорит ведущий автор исследования Стефания Марчиняк.

Малярию вызывают простейшие одноклеточные из рода плазмодиев (Plasmodium), которых переносят комары; чаще всего (~ в 75 процентах случаев) виновником заражения становится вид Plasmodium falciparum, инициирующий самую опасную форму болезни, с наибольшим количеством осложнений и самым высоким уровнем смертности. Для малярии характерны повторяющиеся лихорадка и озноб, головные боли, анемия, увеличение селезенки и печени; иногда болезнь заканчивается комой и смортью больного. По данным ВОЗ ежегодно малярией заболевает свыше 200 миллионов человек, из них около 400 тысяч человек умирает.