Немецкие ученые впервые экспериментально продемонстрировали существование фононного Лэмбовского сдвига. Результаты согласуются с теорией, а разработанная модель квантового вакуума на основе ультрахолодных атомов является многообещающей платформой для исследования загадок квантовой электродинамики. Статья опубликована в журнале Physical Review X.
Лэмбовский сдвиг — это различие между энергиями двух стационарных состояний атома водорода, обусловленное взаимодействием с «квантовым вакуумом» — нулевыми флуктуациями электромагнитного поля (или нулевыми фотонными колебаниями). Существование аналогичного явления в твердотельной системе было предсказано давно (в 1961 году), однако его экспериментальных подтверждений до сих пор не было получено.
Твердотельная система, в которой, согласно теоретическим расчетам, наблюдается аналог Лэмбовского сдвига, устроена следующим образом: в качестве одиночного электрона атома H выступает локализованный дефект в полупроводнике, а роль квантового вакуума играют акустические (фононные) колебания. Реальный эксперимент по наблюдению различия энергий стационарных состояний у таких дефектов сложно поставить из-за неизбежной неупорядоченности в реальных твердых телах.
Авторам исследования удалось создать экспериментальную модель на основе ультрахолодных атомов, в которой можно «включать» и «выключать» квантовый вакуум. Ученые использовали двухкомпонентную смесь: около миллиона ультрахолодных атомов натрия находились в состоянии конденсата Бозе-Эйнштейна и играли роль подсистемы с нулевыми фононными колебаниями. Второй компонент смеси — примеси лития (около 1000-10000 штук), заключенные в оптической решетке. Решетка, удерживающая примесные атомы в локализованном состоянии, образовывалась с помощью интерференции двух лазерных лучей. Таким образом был получен аналог твердого тела, в котором дефекты (примеси лития) локализованы в периодическом потенциале (решетке) и взаимодействуют с нулевыми флуктуациями квантового вакуума (нулевыми фононными колебаниями).
Ученые измеряли различия двух близких состояний «пойманного» лития с бозе-конденсатом («вкл» квантового вакуума) и без него («выкл»). Измерения разницы энергий проводились с помощью спектроскопии Рамси.
Энергетический сдвиг между состояниями лития имел место только в опытах с бозе-конденсатом. В опыте без квантового вакуума состояния имели одинаковую энергию, так как не было никаких взаимодействий с нулевыми фононными колебаниями. Таким образом, квантовый вакуум действительно приводит к смещению энергетических уровней в твердом теле, как и предсказывалось еще в середине прошлого столетия.
В последнее время на основе холодных атомов строят множество экспериментальных систем. Все дело в том, что в отличие от реальных твердотельных систем, установки с ультрахолодными атомами позволяют очень точно подстраивать параметры и управлять ими. Также разработан арсенал методов изучения таких систем, позволяющий всесторонне наблюдать за объектом: от построения структурных изображений с атомарной точностью, до исследования квантовых состояний атомов.
Предложенная авторами статьи экспериментальная система открывает новые возможности для количественного измерения различных эффектов квантовой электродинамики. Возможно, этот экспериментальный стенд поможет пролить свет фундаментальные нерешенные вопросы, такие как, например, происхождение высокотемпературной сверхпроводимости.
А для теоретического изучения предсказаний квантовой электродинамики отлично подходит квантовый компьютер: не так давно ученые с его помощью промоделировали процесс рождения электрон-позитронных пар в электрическом поле.
Екатерина Жданова
Узнайте, как число ученых зависит от финансирования
В России сегодня отмечают День науки, но тех, кого нужно поздравлять с этим праздником, все меньше и меньше — с 2000 года занятых в науке стало меньше почти на 180 тысяч человек, и сегодня исследованиями и разработками в стране занимаются чуть более 700 тысяч человек. Последние годы затраты на науку в России оставались на уровне 1—1,1 процента ВВП. Это существенно меньше, чем расходы других развитых стран, скажем, Израиль тратит на науку 4,3 процента ВВП, Германия — 2,9 процента, США — 2,7 процента.Мы предлагаем вам попробовать себя в роли доброго (или злого) волшебника: выберите, какую долю ВВП России вы согласны потратить на науку, и наш калькулятор предскажет, сколько в этом случае будет ученых в нашей стране. А если вы хотите узнать, как это делают социологи, читайте этот блог.